Стихия страсти порождает чудовищ

15 мая 2017, 16:01, Любовь ЛЕБЕДИНА

Трудно представить «Леди Макбет Мценского уезда» И.С. Лескова в жанре саунд-драмы. И тем не менее Алла Сигалова сочинила в Театре-студии Олега Табакова пластическое  представление, используя песенный фольклор, в котором со всей очевидностью проявляется русский характер с его беспредельной широтой, бесстрашием и непредсказуемыми глубинами темной стороны души. 

Стихия страсти порождает чудовищ Автор фото: Tabakov.ru

Любовь Катерины Ильвовны (так называет ее возлюбленный  Сергей),  подается режиссером, как неподвластная разуму страсть,  зов плоти, призыв к незабываемым наслаждениям. Поэтому Сигалова делает главный акцент на метафизике телесной оболочки, точнее человеческой природе, крепко спаянной с национальным менталитетом.

Катерина в брутальном исполнении Ирины Пеговой – одна из тех. кто с рождения впитала соль родной земли, существуя внутри буйной и беспощадной среды своего народа.  Неслучайно спектакль начинается со свадьбы Катерины в окружении красочного и яростного перепляса, алых, как кровь, рубашек. Ей хочется оторваться от постылого жениха, быть вместе с теми, кто выставляет напоказ молодецкую удаль, силу и ловкость. Ей так же завидно, что в лунную ночь прежние подружки могут нагишом купаться в реке, а она должна подчиняться прихотям ненавистного мужа, близость с которым внушает отвращение и поэтому женщина в ней еще проснулась. Именно Сергей, «без царя в голове», способный соблазнить любую красотку (его играет Александр Горбатов) откроет в Катерине то, о чем она даже не подозревала.  После первой бурной ночи любви Катерина настежь открывает дверь супружеской спальни и наплевав на приличия горланит песню: «Знать, уедешь без меня», то есть, сообщает всему свету, что теперь свободна подобно птице, выпорхнувшей из железной клетки.

Но за свободу надо чем-то платить, и она заплатит сполна, перешагнув черту дозволенного,  и нарушив одну из заповедей: «Не убий». Вспыхнувшая страсть настолько оглушила Катерину, превратив в рабыню любви, что она не раскаивается в содеянном, отправив на небеса и свекра, и мужа и даже юного отрока,  так как они могут помешать ее счастью. 

После смерти подозрительного свекра, сующего нос куда не положено, (Дмитрий Куличков очень точно подметил язвительную сущность скаредного и злого Бориса Тимофеевича), для Катерины наступает момент истины. Наконец-то фортуна улыбнулась ей. Поначалу сама природа радуется вместе с ней: белые стены превращаются в цветочную оранжерею, ковер на полу — в сказочную поляну, где хочется помечтать и даже корявая Аксинья с вечно перекошенным ртом, отчего кажется проклятой, в остро характерном рисунке Яны Сексте, может порезвиться с хозяйкой дома, так удачно освободившей себя и ее от старого маразматика.

И все-таки, сколько  веревочке не виться, а конец — будет. Возвращается муж, сворачивает роскошной ковер и предъявляет свои права неверной жене, таская ее за волосы. Но Катерина уже не та, что прежде, она больше не будет терпеть издевательств над собой и с гордо поднятой головой призывает на помощь Сергея. Бедный Зиновий Борисович (артист Александр Фисенко), и ахнуть не успел, как жена с любовником насели на него и задушили. Ну, чем не триллер?.. А как же иначе – цель оправдывает средства. Так будет с каждым, кто решит уничтожить, рассеять по ветру надежду на радостную жизнь двух заговорщиков.

Почувствовав безграничную власть над Катериной и ее страх потерять его, Сергей начинает играть роль бескорыстного защитника, обеспокоенного их будущим. А тут опять на пути к благополучию появился непредвиденный наследник. Жаль, конечно, что он такой маленький, но для вошедшего во вкус Сергея ничего не стоит и его отправить на тот свет ради плывущего в руки богатства. Ну, а что же Катерина, носящая под сердцем собственного ребенка? У нее уже нет собственной воли, свою судьбу она полностью отдала в руки Сергея и тем счастлива.

Режиссер сокращает  момент расследования трех убийств, прописанный автором и переходит ко второй части –  каторге, где повернуть события вспять, что-то изменить уже невозможно. Как здесь складываются отношения Катерины и Сергея, сожалеют ли они о содеянном? Может быть, раскаиваются, посыпают голову пеплом? Ничего подобного. Катерина, рожая ребенка в тюрьме, не хочет, чтобы он появлялся на свет, а когда охранники с помощью каната вытащат нежеланный плод любви, то это окажется комок окровавленных тряпок. Ни разочарования, ни испуга   не отразится на застывшем лице опустошенной женщины. Она опустится на колени и станет этими тряпками мыть пол.

Поразительная метафора, образная и трагическая, подводящая последнюю черту в романе «Леди Макбет…» Катерина еще будет пытаться зубами держаться за уплывающую мечту в лице Андрея, назначать ему свидания, но у того уже другие зазнобушки, поскольку проку от бывшей любовницы  никакого. Копошащиеся тени заключенных, мрак и удушающий запах немытых тел, драки и поножовщина —  вот то, чем придется довольствоваться каждый день Катерины.  И это бы она вынесла, стерпела, но только не измену Сергея с отвязной, без стыда и совести Сонеткой в исполнении Аня Чиповской, торгующей своим телом ради крошечной выгоды.  Значит теперь эта красивая стерва займет ее место?..  Как бы не так, уж лучше смерть на пару с разлучницей в темных глубинах бурной реки.

Тяжелый занавес опускается, и зрители видят, как в треугольном окне, наполненном водой, сплетаются и тянут друг друга на дно два женских тела. Визуальный эффект поразительный, красивый и одновременно страшный. И в этом большая заслуга сценографа Николая Симонова, уловившего главный замысел саунд-драмы Аллы Сигаловой.

Да, широк душой русский человек и сузить его невозможно. Если уж любит, то отдает всего себя без остатка, измены тоже не прощает, ибо смирение не в его характере.