Автобусы – массам, такси — избранным

Угроза подорожания такси в России не на шутку перепугала миллионы пассажиров по всей стране. Причина обоснованных страхов — готовящийся к обсуждению в осеннюю сессию Государственной думы законопроект об индивидуальных пассажирских перевозках. Документ должен избавить таксопарки от засилья гастарбайтеров, зарегулировать продолжительность рабочего дня водителей и поднять потолок страховых выплат в случае ДТП до уровня муниципального городского пассажирского транспорта. Вот только не покидает ощущение, что вместо наведения порядка на дорогах и повышения качества услуг, законопроект сделает эти самые услуги доступными лишь для очень узкого круга лиц.

Алексей ПОДШИБЯКИН, экономист, политолог

С появлением в России крупных национальных и международных агрегаторов услуги такси стали гораздо доступнее. В разы выросло количество машин на линии. В одной только Москве ежедневно регистрируется более 800 000 вызовов такси, а число пассажиров этого вида транспорта превышает 1 000 000 человек. При этом средняя стоимость поездок вплоть до прошлого года неуклонно снижалась, с чем были категорически не согласны перевозчики, вынужденные по 12 – 15 часов сидеть за рулем для получения хоть какой-то прибыли.

Впрочем, и пассажиры далеко не в восторге от того, как работает такси, особенно в тарифах линейки «эконом». Квалификация водителей, состояние их здоровья, автомобили и манера вождения очень часто становятся поводами для обоснованного возмущения и скандалов.

Низкое качество оказываемых услуг подтверждается статистикой: за последние четыре года количество ДТП с участием автомобилей такси в целом по стране выросло на 15 процентов. Кроме того, профилактические мероприятия ГИБДД не раз показывали, что водители такси, мягко говоря, не являются самой дисциплинированной категорией водителей на российских дорогах. Кроме того, среди перевозчиков встречаются бывшие и скрывающиеся от правосудия уголовники, осужденные по таким тяжким статьям, как: убийство, насильственные действия сексуального характера, грабеж, разбой и даже терроризм.

Готовящийся к обсуждению законопроект, по замыслу его авторов, должен раз и навсегда навести порядок в сфере такси. Для того, чтобы сразу стало понятно, к каком состоянии сегодня находится отрасль, достаточно сказать, что, не смотря на многомиллиардные обороты, в России до сих пор нет единого «Закона о такси». Все правила, регулирующие такие перевозки, разбросаны по десяткам разных документов. Но если с исправлением конкретно этой проблемы лично у меня никаких вопросов нет, то по остальным аспектам есть, причем не мало.

Если даже бегло пробежаться по основным положениям законопроекта, в глаза сразу бросается его ярко выраженная бескомпромиссная революционность. Во-первых, в текущей редакции он предполагает оставить право на работу в такси только россиянам. Во-вторых, все официальные автомобили с шашечками на борту должны оборудоваться тахографами, ограничивающими продолжительность рабочей смены водителя на отметке в 8 часов. В-третьих, планируется расширить размер страховки пассажиров такси с нынешних 500 000 до 2 000 000 рублей. Есть ощущение, что все эти нововведения произведут на рынке перевозок эффект разорвавшейся бомбы.

В подавляющем большинстве цивилизованных стран водителями такси, действительно, могут быть только граждане этих государств или лица, имеющие вид на жительство и право на работу. Но в России-то ситуация иная. У нас за рулем такси в большинстве своем сидят выходцы из среднеазиатских республик. Это огромная армия на данный момент трудоустроенных людей. Только представьте, что произойдет, если в один прекрасный день всем им запретят таксовать: для начала в течение нескольких месяцев на рынке будет ощущаться острый дефицит такси, цены на услуги перевозчиков неминуемо поползут вверх, а вынужденные искать себе новое применение люди до предела обострят ситуацию на рынке труда. Очевидно, что часть приезжих продолжит заниматься извозом, только теперь нелегальным, но остальным придется искать новую работу, что в текущих кондициях российской экономики будет сделать весьма непросто.

Установка тахографов на автомобили и принудительное сокращение рабочего дня станут еще одним драйвером роста цен. Мало того, что нужно будет отбить стоимость нового оборудования, так придется еще за 8 часов зарабатывать столько же, сколько раньше удавалось за 12 – 15.

С увеличением страхового покрытия для пассажиров такси до 2 миллионов рублей ситуация еще прозрачнее. Таксопарки, не мудрствуя лукаво, просто переложат возросшие расходы на плечи самих пассажиров.

Кто останется от всего этого в выигрыше? Возможно, таксисты – россияне, чьи доходы, по идее, должны возрасти. Скорее всего, государство, поскольку контролировать 100 000 автомобилей такси гораздо легче, чем пол миллиона. К тому же, с легально работающих таксопарков куда проще собирать налоги, чем с огромной армии частников, получающих заказы от агрегаторов. А вот в числе проигравших гарантированно окажутся пассажиры, поскольку услуги легальных такси после всех нововведений станут стопроцентно недоступны для широких слоев населения. Соответственно, при необходимости люди будут вынуждены пользоваться услугами бомбил, готовых «за недорого» везти кого угодно куда угодно, но со всеми присущими процессу атрибутами в виде незнания языка, дороги и ПДД. Так за что боролись?

Для того, чтобы от нового «Закона о такси» изменения в лучшую сторону почувствовали все без исключения участники этого рынка, нужно сделать документ менее революционным. Все, прописанные в нем изменения должны носить эволюционный характер и быть поэтапными. От ценза по национальному признаку я бы вообще ушел, ограничившись переэкзаменовкой иностранных граждан на знание ПДД с последующей выдачей водительских прав российского образца. На втором этапе реформирования отрасли можно ввести обязательное лицензирование со сдачей экзамена по русскому языку и знание топографии региона. На третьем допускать до управления такси только оформившихся в официальном порядке самозанятых или работающих по трудовому договору и так далее. В таком виде действительно можно будет говорить об оздоровлении ситуации в целом. Пока же все происходящее куда больше напоминает очередную попытку заставить россиян раскошелиться под благовидным предлогом борьбы за безопасность и комфорт перевозок.

Источник: newtribuna.ru