Со дна моря выдачи нет — Судно Монни подняли со дна, но тайн стало только больше

Тела моряков судна «Монни» почти два года лежат на дне Финского залива. Брат одного из погибших добивается их захоронения, но встречает мощнейшее сопротивление, кроме того, он оказался фигурантом уголовного дела, которое слушается в настоящее время в Кингисеппском суде.

Немного предыстории: 4 января 2017 года в Финском заливе в акватории международного порта «Усть-Луга» близ города Кингисепп Ленинградской области затонуло рыболовецкое судно «Монни». Корабль подняли, но тела капитана Александра Масленникова и матросов Алексея Наговицына и Андрея Чуманова (все трое – уроженцы поселка Вистино) до сих пор не обнаружены, и скорее всего, по-прежнему лежат на дне моря.

По словам родственников погибших, «Монни» вышло в море в неисправном состоянии, и даже небольшая волна могла стать роковой. Однако брат Андрея Антон Чуманов провёл собственное расследование и считает, что причиной крушения «Монни» стало столкновение с рыболовецким траулером, который не получив серьезных повреждений скрылся с места происшествия.

Согласно решению суда, до 1 сентября 2017 года судовладелец ООО «Фиш-Шиппинг» обязался поднять «Монни» со дна. Но денег на операцию не нашлось. Дело в свои руки взял Следственный комитет: ведомство заплатило 5 миллионов рублей водолазной компании «Магеллан» из Мурманска. «Монни» подняли 11 декабря 2017 года, но вид судна вызвал у Антона Чуманова большие вопросы. В инициативном порядке исследуя место крушения с использованием высокотехнологичной техники, Антон получал от эхолотов сигналы, свидетельствующие о сильном повреждении кормовой части «Монни». Однако, когда судно продемонстрировали публике, с его кормой было все в порядке, кроме следов недавнего ремонта. Тела троих моряков до сих пор официально не обнаружены, хотя Антон с помощью все тех же эхолотов давно заметил их в точке крушения.

«Объекты вблизи затонувшего судна явно имеют к нему отношение», — не исключает и эксперт по подводным работам Павел Васильев.

Тем не менее, родственники погибших уже второй год не могут добиться решения по подъему тел на поверхность, а Следственный комитет не хочет продолжать расследование дела о крушении «Монни».

Попытки Антона докопаться до истины не остались без внимания силовиков. Когда он приехал в Вистино, начались визиты участкового уполномоченного, 17 августа 2017 года Чуманова остановили сотрудники ДПС и… обвинили в переходе улицы в состоянии алкогольного опьянения. Чуманова заковали в наручники и поволокли в автомобиль. Видео инцидента есть в распоряжении редакции. Впоследствии оно ляжет в основу двух уголовных дел по ч. 1 ст. 318 УК – причинение насилия представителю власти. Сотрудники ДПС твердо уверены: в момент задержания Антон дрался. А поскольку Чуманов якобы ударил сначала одного, а позже другого полицейского, силовики ходатайствовали о заведении двух дел вместо одного. Люди в погонах жаловались на растяжение локтя. Однако такая травма не может возникнуть от удара, говорят близкие Чуманова.

На этом «чёрная полоса» не закончилась. 8 января 2018 года неизвестный предложил Чуманову подойти к местному бару «на разговор», который закончился страшным избиением Антона.

В 2018 году инцидент с сотрудниками ГИБДД добрался до суда. Вердикт оказался не в пользу Антона. Судья Кингисеппского районного суда Захаров проигнорировал видеозапись и охотно согласился с доводами обвинения. В результате 13 сентября Чуманова заключили под стражу в СИЗО «Горелово».

3 декабря судья Захаров продлил срок ареста Антона до 13 марта. Все ходатайства стороны защиты суд вновь проигнорировал. Так, Захаров отклонил ходатайства о приобщении к делу видеозаписей из автомобиля ДПС. Не приобщили к делу и копии переговоров с начальником ИВС от 10 ноября с.г. о времени очных ставок. В протоколах указано неправильное время мероприятий. Чуманову отказали даже в вызове свидетелей защиты.

— Продление ареста до марта ожидаемо, суд явно предвзят, — говорит защита Чуманова, — У стороны обвинения есть ресурс. А у защиты лишь право сбора доказательств, но нет никаких рычагов, обязать суд их приобщать. Это целиком и полностью право судьи, который отказывает нам даже в допросе свидетелей, — заявил адвокат Антона Чуманова.

Но почему тела моряков по-прежнему не захоронены? В чем сложность поднять их на поверхность? Ответ на этот вопрос поможет разобраться в природе уголовного преследования Антона Чуманова. Приведём предположения самого Антона, переданные в редакцию его адвокатом:

«Силовики как могли мешали моему расследованию. Когда я приехал в Вистино, мной сразу заинтересовался участковый Картузов и морская транспортная полиция. А ФСБ под разными предлогами не разрешала выходить в море. А этот цирк с «Монни»! Мурманских водолазов выписали не для поисков судна, перед ними на самом деле стояла совершенно иная задача — починить судно и пустить пыль в глаза обществу: якобы никакого столкновения не было. А с телами не спешат по той простой причине, что если со дна поднимут троих – на земле придётся сажать сотню. Да и тела могут быть сильно повреждены, чего доброго опять народ заговорит про аварию… Корпоративный сговор свершился, лишние утечки опасны и руководству порта, и силовикам. Вдумайтесь: в крупнейшем порту Европы, корабли не фиксировались радаром. А состояние судов? «Монни» не раз буксировали до берега. А что насчёт регистрации траулера, протаранившего «Монни»? Столкновение выгодно скрывать. Иначе влетит руководству порта «Усть-Луга» и судовладельцу протаранившего «Монни» траулера».

Родственники Антона обратились в комиссию по правам человека при президенте РФ, а также отправили информацию о данном деле в передачу «Человек и Закон». Мы продолжаем следить за развитием событий вокруг этого резонансного дела.

Судно Монни