5 июня 2017, 12:55, Любовь ЛЕБЕДИНА. Спецкор. Петербург-Москва
Речь пойдет о постановке в Гоголь-центре поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», известной со школьной скамьи, на этот раз превращенной в публицистическое высказывание по поводу забитого русского человека, не способного стать свободным.
Билеты на этот спектакль в фестивальной программе «Радуга» после 23 мая, когда было заведено уголовное дело на Гоголь-центр по статье «Хищение в особо крупных размерах», раскупались мгновенно, а огромный зал «Балтийского дома», на сцене которого давалось представления, трещал по швам от наплыва желающих. Оказалось уголовное дело срабатывает лучше всякой рекламы…
Сценография Кирилла Серебренникова не двусмысленно говорила о том, что речь пойдет о неком царстве-государстве за высоким забором с колючей проволокой и большущей газовой трубой. Где, как в 1877-ом году (время создания Некрасовской поэмы), так и в 2016-ом году (выход спектакля на публику) продолжают гадать и спорить «кому на Руси жить хорошо», но дальше дискуссий с мордобоем дело не движется. К тому же барщина, хоть и отменили крепостное право, столь постоянная величина, что никакие законы не запретят силе попирать правду. К этому стоит добавить отходчивый русский характер. Ну, забили розгами справедливого мужика, ну погоревали, выпили «на помин дущи», но назад-то его не вернешь, значит все пойдет по-старому: молча кланяться в ножки хозяину – благодетелю. Параллели с современностью, зависимостью простого люда от олигархов, сколотивших богатство на грабеже народного достояния, возникают мгновенно, вызывая яростный протест у зрителей, которые тоже молчат.
Я не припомню за последнее время такого спектакля, где бы публицистика так органично соединялась с художественной правдой. Музыкальные клипы в духе советской эстрады, любимой членами ЦК Людмилы Зыкиной, вносят саркастическую струю в жизнь преемников социалистического реализма, оболваненных выдуманным равноправием и равенством, замененным сегодня на «американскую мечту».
В этой саунд – драме сарказм и ирония рождаются из мифологемы национальной идеи, о которой все говорят, но в глаза ее не видели и, может быть, никогда не увидят. Тем не менее , народ продолжает надеяться, сводя с ума своим инфантилизмом и верой в чудеса.
Таким образом, Кирилл Серебренников задает себе и нам сакральный вопрос: неужели талантливый народ перестал рождать героев, или они так и сидят на печи и ожидают своего звездного часа? В какой-то мере «Кому на Руси жить хорошо» — спектакль-провокация, яростный протест, направленный против благодушия и равнодушия, против всего того, что делает человека рабом обстоятельств и уничтожает в нем достоинство.