"Чапаев" живет в Сети

Журнал «Сеанс» представил образовательный, энциклопедический и научно-просветительский интернет-проект «Чапаев», посвященный истории отечественного кино. По словам главного редактора журнала и организатора «Чапаева» Любови Аркус, его концепция – об истории кино как институции, требующей изучения, постоянного пополнения, осмысления кинематографа в контексте истории страны. 

"Чапаев" живет в Сети

Недаром портал открывается слоганом «История кино в истории страны. История страны в истории кино».

Его разделы: «Курсы», «Фильмы», «Люди», «Летопись», «Глоссарий», «Спецпроект» – наполнены не просто информацией о фильмах и людях, которых их снимали, но обширными сведениями о событиях времени, в совокупности создавая полную картину эпохи. Особо надо сказать о «Курсах», ориентированные и на тех, кто только начинает интересоваться кинематографом, и на подготовленных пользователей. В каждом курсе есть контекстные блоки об истории страны, об известных и неизвестных кинематографистах, фильмах, которые может вспомнить каждый и совершенно забытые. Скажем, в исследовании «Школьный фильм» есть тема «Взрослое детство», где рассказывается о Маргарите Барской, советской актрисе, сценаристе и режиссере, в 30-е годы прошлого века пытавшейся снимать «честное детское кино». Самый известный ее фильм «Рваные башмаки», в котором она сняла «обычных детей», считая, что каждый из них талантлив, нужно только уметь показать это на экране.

В течение следующих лет будет разработано около ста курсов и лекций по истории нашего кинематографа от первого кинопоказа до нынешнего времени. Сейчас в работе находятся двадцать курсов, среди которых не только хронологически выверенные периоды существования нашего кино, но и рассказывающие о жанрах и типажах, особенностях киноиндустрии и влиянии кинематографа на общественное сознание. Само собой разумеется, что это делается с использованием огромного количества документов, архивных материалов, фото- и кинохроники, свидетельств участников и очевидцев событий.

Создание портала «Чапаев», естественно, сопровождалось непременными финансовыми проблемами, которые в нашей стране неизбежны, если дело касается культуры и искусства. Благодаря молодым киноведам и кинокритикам, подлинным энтузиастам и преданным своей профессии, и появился этот проект. По словам Любови Аркус, для многих из них он стал одновременно и первой работой, и серьезной школой. Деньги на проект выделил Фонд кино, пусть не в том размере, который был изначально обещан. В ближайшее время «Чапаев» получит от фонда оставшуюся часть финансирования, но этих денег если и хватит, то на месяц, дальнейшее же будущее проекта весьма туманно. «Если финансирование не будет найдено, то этот огромный труд, в который вложены большие усилия разработчиков и авторов, просто пропадет», – сообщила Любовь Аркус.

Этот грандиозный проект поддерживают известные кинематографисты, высоко оценивая труд его авторов. Режиссер Сергей Соловьев считает, что «Чапаев» – это единственный вменяемый источник художественной информации и обязательный генетический элемент индустрии. По мнению Александра Сокурова, люди, организовавшие этот портал, единственные, кто в нашей стране занимается гуманитарной защитой кино и его основ, что очень важно. «Чапаев» – это большой просветительский проект, а просвещение должно стать национальным приоритетом в нашей стране, – считает режиссер Авдотья Смирнова. – Для действующих кинематографистов единственный способ получить профессиональный разбор – это попасть со своей картиной либо на «Кинотавр», либо на «Окно в Европу» в Выборг, и там, после премьеры, с коллегами разобрать уже готовую работу. А любой профессионал нуждается в квалифицированном анализе того, что он сделал, прежде всего, анализе ошибок. Поэтому киноведение и кинокритика – это неотъемлемая часть здорового кинопроцесса».