Нежелание регионов использовать типовые проекты при строительстве школ приводит к снижению качества и увеличения цены работ

Нежелание регионов использовать типовые проекты при строительстве школ приводит к снижению качества и увеличения цены работ

Проведенный активистами Народного фронта мониторинг госзакупок на проектирование школ показал, что почти в половине случаев заказчики не применяли типовые проекты. Согласно данным, размещенным на сайте zakupki.gov.ru в 2016 и начале 2017 года, в 49 регионах были заключены 92 контракта с подрядчиками на общую сумму 507 млн рублей, и в 45 из таких контрактов заказчики не стали применять типовые проекты. При этом, по данным Минстроя, применение типовых проектов в строительстве социальных объектов позволяет сэкономить до 20% бюджетных средств. Эксперты Народного фронта обратят внимание Министерства строительства и ЖКХ РФ на данную проблему, а глав регионов — на неэффективные бюджетные траты.

В реестре Минстроя России сформировано более 240 типовых проектов школ различной вместимости и профиля, однако регионы по-прежнему предпочитают проектирование «с нуля», что сказывается не только на качестве конечного проекта, но и на стоимости строительства объекта. Так, в Самарской области на типовое проектирование школы на 1 360 мест потратят 3,12 млн рублей, а в Ленинградской области на проектирование школы с «нуля» на 1 300 мест будет израсходовано 22,69 млн рублей. В Калининградской области на типовое проектирование школы вместимостью 1 100 мест предполагается потратить 3,1 млн, при этом в Новосибирской области на проектирование с «нуля» школы на 1 050 мест уже потратили 7,89 млн рублей.

В списке подобных примеров и Нижегородская область с предстоящими затратами на 6,5 млн рублей, и Республика Саха (Якутия) с 6,6 млн рублей будущих расходов, и Республика Дагестан с почти 15 млн рублей по контрактам, и Сахалинская область с суммой контрактов на 22,16 млн рублей и многие другие субъекты, не желающие экономить деньги бюджета.

По данным Минстроя, средняя стоимость строительства одного места в школе обходится бюджету в 500 тыс. рублей, применение типовых проектов при строительстве социальных объектов позволяет в итоге экономить до 20% бюджетных средств. Таким образом, учитывая, что количество мест в тех 45 школах, к которым согласно мониторингу активистов ОНФ сейчас не применяются типовые проекты, составит 25,5 тысяч, эксперты ОНФ подсчитали, что возможная экономия при строительстве могла бы достичь 2,55 млрд рублей.

«Мы провели ревизию данных реестра Минстроя, по итогам которой еще раз обратим внимание ведомства на актуальность проблемы, а также на реестр типовой документации, так как в нем есть проекты десятилетней давности, которые вряд ли отвечают экономически эффективным решениям, и мы считаем, что нужно актуализировать сведения о таких объектах. Вместе с тем, на встрече активистов ОНФ с президентом, которая прошла осенью 2015 года, и в последовавшем за ней поручении главы государства речь шла о необходимости обязательного применения регионами и муниципалитетами типовых проектов. Но это требование до сих пор не исполнено. Также мы обратим внимание глав регионов на то, что некоторые из них некорректно относятся к тратам средств бюджета, ведь общая экономия с использованием типовых проектов может доходить до 20% от стоимости строительства», — отметила руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасия Муталенко.

Напомним, на встрече президента РФ с активистами ОНФ 27 ноября 2015 года обсуждался вопрос обязательного применения типовых проектов при создании объектов социальной инфраструктуры, в том числе и школ. После чего глава государства дал соответствующее поручение правительству РФ, а по итогу были приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ, согласно которым все субъекты РФ и муниципалитеты могут использовать наиболее экономически эффективную проектную документацию. При этом по закону исключительные права на типовой проект получает заказчик и впоследствии может использовать его многократно без согласия автора.