Шестидесятники возвращаются

23 ноября 2016, 16:31, Любовь ЛЕБЕДИНА

Создатели фильма, можно сказать, ходили по лезвию бритвы. Он мог бы вообще не состояться, если бы за него упорно не боролся продюсер картины Константин Эрнст. Для возникшего противостояния есть много причин, не только связанные со сценарием романа Василия Аксенова «Таинственная страсть», но и касательно персонажей могучей кучки, во многом определившей понятие хрущевской «оттепели». А именно: насколько артисты сумели приблизиться  к своим героям, передать их образ мыслей, манеру поведения, и самое главное — есть ли какое-то портретное сходство. 

Шестидесятники возвращаются

    Несмотря на то, что проектировался художественный фильм, допускающий определенный процент вымысла, оба продюсеры, включая Дениса Евстигнеева, и режиссер подбирали артистов по внешней идентичности, делая небольшие исключения, например, для исполнительницы роли Марины Влади.  Из всей компании набранных «диссидентов» Чулпан Хаматова — ближе всех подобралась к своей героине, сумев проникнуть во внутренний мир Беллы Ахмадулиной и фактически превратившись в ее альтер — эго, настолько это было достоверно и впечатляюще. Что, по — моему, во многом объясняется любовью актрисы к поэзии Ахмадулиной. Федор Янковский чувствовал себя не слишком уверенно в образе Евгения Евтушенко, может быть потому, что прототип жив. Он слишком много суетился, пытаясь присвоить яркий пиджак автора «Брестской ГЭС», но все это выглядело поверхностно, поскольку актер не обладает поэтическим складом ума, принимающим сигналы из космоса. Поэт Вознесенский в исполнении молодого актера Евгения Павлова часто напоминал звездного мальчика Сента Экзюпери, занесенного на  враждебную планету, где прекрасны только нимфы в облике Беллы Ахмадулиной, которую он упорно добивается и другие эффектные взрослые женщины, вызывающие у него эмоциональный восторг, а значит и рождение поэтических строк. Несомненно, этот образ во многом корректировала Зоя Богуславская, жена поэта, сказавшая после окончания фильма в студии Андрея Малахова, что бывшие единомышленники редко собирались вместе и уж тем более не дневали и ночевали  в мастерской Эрнста Неизвестного. Тем не менее в картине сюда заглядывает молодой Солженицын, сообщая об аресте своей рукописи. Выпивает стакан водки и навсегда исчезает из фильма с красиво уложенной прической. В подвале среди скульптур Неизвестного, (вызвавших гнев и ярость у первого секретаря Коммунистической партии Никиты Хрущева во время легендарной выставке молодых художников в Манеже), происходит встреча Марины Влади и Владимира Высоцкого, удивительно достоверно сыгранного Сергеем Безруковым, в чем ему немало помог биографический фильм «Спасибо, что живой». А Булат Окуджава, с его гениальной «виноградной косточкой», больше поющий, чем рассуждающий о смысле жизни, первым признает талант «дворового» поэта в лице хрипловатого артиста театра на Таганке, сочинения которого давно стали народными.  Все эти сюжетные коллизии надо было придумать, поскольку изобразить, а тем более передать на экране процесс творчества невозможно. У режиссера не было другого выхода, как подходить к этому феномену технически. Показывать, как Андрей Вознесенский ходит по берегу моря и ловит звуки очередной поэмы. Или сострадать молодому Василию Аксенову в исполнении Алексея Морозова, сменившему профессию врача на непредсказуемую судьбу безработного литератора. По ночам пишущего на кухне в респектабельном доме ученого, где «обречен на счастливую семейную жизнь» с женщиной, которая его не понимает и не хочет понимать. И это его страшно мучает, к тому же никак не заживает рана первого сильного чувства, и когда он встречает в Москве исчезнувшую музу, уже в роли жены известного кинематографиста, вхожего в высшие инстанции, тут и начинается та самая любовная сага двух людей, скованных по рукам и ногам коммунистической моралью, тотальными слежками КГБ, единогласным мнением «прогрессивной» общественности, по запаху определяющих инакомыслящих врагов.

       Неслучайно и роман, и фильм называется «Таинственная страсть», включающая в себя не только перипетии скрытой страсти Василия Аксенова и его возлюбленной Раисы в исполнении Юлии Пересильд, но и той страсти, которая дремлет в глубинах подсознания каждого поэта и прозаика. Эту линию в фильме развивает взрослый Аксенов, вернувшийся в годы перестройки из Америки в Россию в мудром и сдержанном исполнении Леонида Кулагина, который объясняет невидимому корреспонденту, что ставили во главу угла его бывшие соратники в период «Оттепели», которая была не так уж безоблачна, как преподносится сегодня, а тоже требовала мужества и стойкости, чтобы не изменять себе и сохранять достоинство.

 Уже в брежневские времена глава КГБ всесильный Андропов, собирающий компромат не только на поэтов – трибунов, но и членов ЦК КПСС, понял – самый лучший способ уничтожить шестидесятников, это разобщить их. Одних выслать из страны, как Василия Аксенова за издание романа в лагере капитализма, а других приласкать, «кормить» зарубежными командировками, издавать многомилионные сборники стихов, что было позволено Роберту Рождественскому и Евгению Евтушенко с его патриотическим стихом «Хотят ли русские войны», переложенном на музыку.

        Но вот что интересно. В первые три вечера показа сериала после шло интервью Соломона Волкова с ныне живущим в Америке Евгением Евтушенко, выразившим желание поговорить с давним другом, в основном, по одной главной причине, не дающей ему покоя. Большой поэт не хочет уйти в мир иной со шлейфом тайного осведомителя КГБ, на что неоднократно намекал высланный за границу Иосиф Бродский, и что навсегда поссорило бывших друзей, будучи неправдой.

    Сегодня, когда поэзия перестала быть такой востребованной, как в 60-70-е годы, служившая «пропуском» на свободную территорию,  трудно представить, почему шестидесятники, ныне уходящие чередой, так яростно протестовали, ведь их не сажали в тюрьму, как при сталинском режиме, а если и высылали, так в цивилизованные страны, куда теперь стремятся попасть многие. Ведь можно было выполнять государственные заказы и таким образом, жить припеваючи… Все дело заключается в том, что, однажды, рванувшись в открытые ворота свободы и поверив власти, они уже не могли остановиться и предать свои идеалы. Это было бы равносильно смерти, и совесть замучила. По сути этот тот нравственный императив, который не исчезает с приходом любой власти, и когда становится невмоготу возвращает к его истокам. Вот почему киносериал «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова не смотрится в виде исторической «фишки», он по-настоящему серьезен, современен и актуален.