Исследование РБК: почему в России мало мостов

Все строительные материалы для возведения Керченского моста закупаются через посредников, что увеличивает их стоимость в три раза, заявил на заседании Госсовета по строительству Дмитрий Козак. «Стройка века» идет по устаревшим нормативам. Но это только одна из проблем, которые мог бы упомянуть вице-премьер

754636771806676

19 марта турецкий сухогруз «Лира» снес опору строящегося моста между континентальной частью России и полуостровом Крым. За день до того стройку проверял президент Владимир Путин. «Аркадий, идите сюда, не прячьтесь. Если что, спрашивать будем с вас» — этими словами глава государства позвал в кадр группового фото на фоне пролива своего старого знакомого бизнесмена Аркадия Ротенберга. Его компания «Стройгазмонтаж» (СГМ), до того никакого отношения к строительству мостов не имевшая, без конкурса получила подряд на строительство важной для страны переправы.

Кто виноват в аварии, покажет следствие. Но очевидец столкновения капитан керченской переправы «Победа» Олег Семенюк рассказывает, что опоры моста в момент аварии не были подсвечены. Представитель СГМ ответил РБК, что на опорах по правилам освещения быть не должно, а рабочий мост (временное сооружение служит в том числе для доставки стройматериалов на стройку) в момент аварии был обозначен сигнальным освещением на ограждениях-буях.

Кто и насколько надежно строит мосты в России и достаточно ли этих переправ для самой большой страны в мире — в исследовании РБК.

«Нам нужно обеспечить в полном смысле транспортную связанность, единство всей российской территории», — говорил Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2012 года. Президент ошибся в терминологии: у дорожников есть понятие «связность», и у самой большой страны мира со «связностью» есть проблемы.

В отчете Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ сравнивается структура дорожной сети в разных странах: Канада, Китай, Германия, США — аккуратные сетки, транспортное сообщение налажено между всеми штатами, провинциями, землями, в России — радиальная структура, все дороги стремятся в Москву, где упираются в пробку на МКАДе, для решения проблемы только начали реконструировать ЦКАД (Центральная кольцевая автодорога в Подмосковье). Нынешняя схема автодорог почти совпадает с сетью гужевых дорог Российской империи, шутит директор института Михаил Блинкин.

По данным Росстата на конец 2014 года (последние доступные), в России было 42 тыс. мостов и путепроводов — всего на 200 штук больше, чем в 2000 году. Протяженность сооружений за это время выросла с 1,6 млн погонных метров до 2,1 млн. Протяженность просто дорог за то же время выросла на 70% (в основном, правда, из-за включения в статистику местных автодорог, которые раньше туда не попадали). Только к 2009 году бывший министр транспорта Игорь Левитин обещал президенту закончить все мосты, начатые во времена СССР.

Отстает Россия и по числу железнодорожных мостов. На железных дорогах РЖД — 30,5 тыс. мостов и путепроводов общей протяженностью 993 тыс. погонных метров — почти столько же по количеству и вдвое меньше по протяженности, чем на автомобильных дорогах в России. В США на железных дорогах — 100 тыс. мостов.

42 тыс. мостов, или 72,5 тыс. с железнодорожными, — много это или мало для страны, по территории которой протекает 2,8 млн рек? Через США протекает 250 тыс. рек, а мостов на них — 600 тыс. вместе с железнодорожными.

Официальной статистики нехватки мостов в России не существует, но косвенно об этом можно судить по двум показателям. Во-первых, по числу постоянно действующих переправ — летних и зимних. 257 летних и 3,5 тыс. зимних переправ — очень высокий показатель даже для столь большой страны (данные на конец 2014 года; для сравнения, в США, по данным переписи 2010 года, 485 паромных терминалов).

Во-вторых, о нехватке мостов можно судить по показателю транспортного перепробега — разнице расстояния между точками А и Б по земле и по воздуху. Например, в Москве перепробег составляет 70–80% против 20–25% в западных мегаполисах, говорит замглавы экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков. В России, добавляет Блинкин, нет города с показателем лучше чем 50%. Например, чтобы попасть из областного центра Архангельской области к главной достопримечательности региона — Соловецким островам (а точнее, к ближайшему населенному пункту на суше — поселку Соловецкий)  — надо проехать на автомобиле около 1,2 тыс. км в объезд через Карелию, по прямой же там — 240 км (данные общедоступного сервиса «Яндекс»).

Большой Соловецкий остров, причал Хета Фото: Олеся Волкова/РБК
Про российский перепробег глава управления Минпромторга России по Республике Башкортостан Искандер Махмудов вспоминает такую историю: закупленный государством в 2014 году японский томограф ехал до клиники шесть месяцев, за которые не только изменился валютный курс, но и высохла охлаждающая жидкость в агрегате.

Каждый девятый мост в России — деревянный. За последние 15 лет их общая протяженность сократилась примерно на 30%. Больше всего их в Хабаровском крае — 706, или свыше 60% от общего числа. В Архангельской области 66% всех мостов — деревянные, в Забайкальском крае — 624 деревянных моста, почти половина, в Иркутской области — 569, больше 40%.

Однако деревянные мосты не значит плохие: в некоторых регионах это дешевая и, возможно, единственная замена железобетонным мостам, которые, вполне вероятно, там не построят никогда. В каком же состоянии большинство капитальных мостов в России?

Доля дорог федерального значения (в них входят и мосты), соответствующих нормативным требованиям, в 2015 году была всего чуть больше 60%, свидетельствуют последние данные Росавтодора. Как гласят выводы международного рейтинга Global Competitiveness Report Всемирного экономического форума, Россия по качеству дорог занимает 123-е место из 140 и находится между Сьерра-Леоне и Бенином.

Есть статистика и отдельно по мостам. Состояние только лишь 20% мостов в России в начале 2000-х Минтранс в своей «Концепции улучшения состояния мостовых сооружений» оценивал как «хорошее». Еще 18% мостов в то время находились в неудовлетворительном состоянии, аварийным был 1% сооружений — чуть больше 400. Сейчас Росстат отчитывается о более чем 500 мостах в России, проезд по которым небезопасен, только с 2013 года их число выросло почти на сотню (хотя по той же концепции, которую писал Минтранс, к 2005 году «неудовлетворительных» мостов в России не должно было остаться вовсе).

МЧС с 1997 года зафиксировало 26 случаев обрушения автомобильных мостов (в основном по причине столкновений большегрузов с мостовыми конструкциями).

Только в 2016-м и только в Приморье рухнули четыре моста. Один из них, на котором местные до обрушения нацарапали «Обама — лох», связывал Владивосток и Находку.