Миллионы в оффшоры 

Могут утечь из средств, выделенных на строительство автотрассы Крым-Новороссийск

Компания «Трансстроймеханизация», входящая в «Мостотрест» миллиардера Аркадия Ротенберга, выполняет контракт на строительство первого этапа трассы А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — автомобильная дорога А-290 Новороссийск. Тендер был проведен ФКУ УПРДОР “Тамань” в марте этого года, “Трансстроймеханизация” оказалась его единственным участником, сообщает РБК со ссылкой на сайт госзакупок. Цена контракта на выполнение работ на участке трассы длиной 68 км (вся трасса — 119 км) составляет свыше 59 млрд рублей. Срок завершения — 31 декабря 2024 года.

Однако часть средств, которые получит из федерального бюджета компания Аркадия Ротенберга, ставшего Героем труда России за строительство Крымского моста, может быть выведена в оффшоры через кубанских поставщиков и субподрядчиков с неоднозначной репутацией.

В числе последних источники в правоохранительных органах называют бизнесмена Виктора Куцевольского из города Славянск-на-Кубани. Подконтрольные ему компании уже получили свой куш со строительства Крымского моста на поставках инертных материалов. Есть мнение, что эти средства были введены в оффшоры через ООО “Торговый дом “Славянский ЖБИ” (единственный учредитель — Дарья Барабанова, племянница Куцевольского), минуя кредиторов самого бизнесмена, признанного банкротом, и его головной “Цементной транспортной компании”, также находящейся в стадии ликвидации в связи с банкротством.

Любопытно, что некий кипрский оффшор перечислил 600 млн рублей на счета ООО “Торговый дом “Славянский ЖБИ” якобы за инертные и строительные материалы. Есть версия, что в действительности ранее выведенные на Кипр деньги потребовались Куцевольскому для проведения весьма подозрительных операций. Часть полученных средств была предоставлена в виде займа другому близкому ему предприятию — ООО “СЖБК”. Последнее всего через неделю после регистрации заключило с ПАО “Сбербанк России” договор уступки прав требования к банкротящемуся ООО “ЦТК”, лично Куцевольскому и ЗАО “Славянский завод “Стройматериалы”, имуществом которого хорошенько попользовались другие компании бизнесмена, “забыв” оплатить предусмотренную договором аренду. В результате произошла замена Сбербанка на подконтрольную Куцевольскому компанию во всех делах о банкротстве, включая ООО “ЦТК” и его самого. Поистине ловкость рук, заслуживающая самого пристального внимания налоговых органов на предмет соблюдения законодательства о валютных операциях и внешнеэкономической деятельности!   

Афера под прикрытием

По мнению кредиторов ООО “ЦТК”, денежный поток из России за «бугор” давно отлажен Виктором Куцевольским и его окружением. Есть сведения, что именно этим потоком были унесены на Кипр 355 млн рублей из полученных и невозвращенных компанией кредитов в ПАО “Сбербанк России”. Переданные банку в залог автомобили (около 160 штук!) Куцевольский распродал, каким-то чудесным, а скорее коррупционным, образом получив в ГИБДД дубликаты их ПТС (оригиналы, естественно, находились у залогодержателя). Значительная часть машин была продана за наличный расчет. Покупателям выдавались фиктивные кассовые документы с указанием меньшей суммы. Разницу, очевидно, кто-то положил в свой карман. Кто именно — догадаться нетрудно.

Вскоре обладатели машин, ни сном, ни духом не ведавшие, что покупают заложенное имущество компании-банкрота, превратились в ответчиков по искам Сбербанка. С них взыскивают полную рыночную стоимость транспортных средств. 

Один из конкурсных кредиторов ООО “ЦТК”, которые пострадали в результате распродажи залогового имущества, утратив шансы на взыскание долгов компании, написал в своем заявлении: “Каждый из приобретателей автотранспортных средств либо платил лично в руки Куцевольскому В.В. денежные средства в виде разницы между ценой, указанной в договоре, и рыночной стоимости приобретаемого транспортного средства в неофициальном порядке, либо «в черную» поставлял товары, работы, услуги иным лицам по указанию Куцевольского В.В.”.

Конкурсный кредитор также указывает, что часть имущества ООО “ЦТК” Виктор Куцевольский вывел на подконтрольную фирму. Учитывая, что архив предприятия, содержащий документы о его деятельности до 2012 года, куда-то удачно исчез (якобы был утрачен в результате затопления), а исполнительный лист, понуждающий Куцевольского к передаче любой другой документации, им проигнорирован, налицо, по мнению кредиторов, признаки преднамеренного банкротства.

Опять положат под сукно?

В начале сентября пострадавшие от автомобильной аферы Куцевольского жители Кубани начали массово обращаться в правоохранительные органы. А также — уведомили власти о намерении провести протестные акции (митинги, пикеты), если заявления о мошенничестве попытаются спустить на тормозах или вовсе положить под сукно.

Их предположения, что события могут развиваться именно так, не лишены оснований. Дело о мошенничестве до сих пор не возбуждено. Зато по странному совпадению, характерному для работы правоохранительных и надзорных органов в Славянском районе, началось давление на самих заявителей. По их мнению, их допрашивают предвзято, задают вопросы с подвохами и намеками на некие компрометирующие их обстоятельства, предлагают подписывать заранее заготовленные протоколы, угрожают проблемами, на одного из них в срочном порядке даже завели уголовное дело по заявлению бывшего конкурсного управляющего ООО “ЦТК” Черепанова, интересы которого (видимо, тоже по странному совпадению) зачастую представляют те же самые юристы, что и интересы Куцевольского.

Между тем, имя Виктора Куцевольского хорошо известно в подразделениях Следственного комитета России, МВД и ФСБ в Краснодарском крае. Но до сих пор он остается неприкосновенным как для служб безопасности банков, налоговой службы, так и для правоохранительных органов.

Безнаказанный фигурант

Впервые Виктор Куцевольский попал в их поле зрения в связи с убийством  гражданина Боярко в 2009 году, как сообщали СМИ. Все произошло в рисовом чеке близ поселка Целинный Славянского района. Бизнесмен и двое “неустановленных лиц” охотились там ночью на кабана. Не убедившись, что за цель перед ними, один из охотников произвел выстрел. Боярко скончался на месте от ранения в голову. Куцевольский отказался сотрудничать со следствием и сообщить, кто был с ним на охоте, а также отказался от проведения допроса с использованием полиграфа. В результате уголовное дело было приостановлено. Т.е. стало «висяком» при очевидном подозреваемом.

Можно долго перечислять последующие уголовные дела и материалы, в которых фигурирует Виктор Куцевольский. Но сколько бы ни поступало в правоохранительные органы обращений, связанных с “предпринимательской” деятельностью Виктора Куцевольского или другими его проделками (например, о применении физической силы в отношении государственных инспекторов Министерства природных ресурсов Краснодарского края), по всем ним вынесены решения об отказе в возбуждении уголовных дел, прекращении или приостановлении в связи с тем, что подозреваемого якобы не смогли отыскать. А он и не думал скрываться!

В деловых кругах Кубани ходят упорные разговоры об особых отношениях Виктора Куцевольского и Славянского межрайонного прокурора Алексея Долгана, их совместных охотах и вечеринках. Последний долгое время работал в отделе процессуального надзора прокуратуры Краснодарского края. Курировал работу органов следствия, дознания, оперативно-розыскную деятельность и мог влиять на судьбу уголовных дел и материалов в отношении Куцевольского.  

Впрочем, знающие люди полагают, что Долган — лишь элемент прокурорской “крыши” Куцевольского. Вряд ли в одиночку он смог бы замять сразу столько разноплановых эпизодов. Есть мнение, что за обоими стоят куда более высокопоставленные чиновники надзорного ведомства и краевого правительства.

“Золотые прокуроры”

Кубанский журналист Евгений Михайлов провел независимое расследование деятельности «золотых прокуроров”, в сферу деловых интересов которых входит строительство, добыча полезных ископаемых, утилизация твердых бытовых отходов и многое другое вплоть до рейдерских захватов и избавления от уголовной ответственности “своих” бизнесменов, совершивших тяжкие преступления. Заметим, что деятельность Куцевольского идеально вписывается в эту сферу.

В расследовании Евгения Михайлова упоминается в числе прочих начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Краснодарского края Юлия Палаткина. Именно она в составе выездной проверки приезжала в Славянск-на-Кубани для рассмотрения широко обнародованного в СМИ обращения местных предпринимателей с требованием об отставке межрайонного прокурора Алексея Долгана (допек малый бизнес проверками и уголовными преследованиями). Несмотря на то, что большинство фактов, изложенных в обращении, подтвердилось (да и как не подтвердиться, если незаконность целого ряда уголовных дел в отношении предпринимателей уже была установлена судом!), Долган отделался дисциплинарным взысканием — выговором.

А теперь в Славянском районе начался прессинг заявителей, пострадавших от аферы с автомобилями. Взялись за старое да на новый лад и с новой силой, решив, что буря возмущения пошла на спад и все сошло с рук? 

Безусловно, взволновавшие кубанскую общественность (вплоть до ее готовности к протестным акциям) сведения о триумвирате Палаткина-Долган-Куцевольский должны быть тщательно и непредвзято проверены компетентными органами. Серьезные перемены в прокуратуре Краснодарского края позволяют надеяться на то, что краевой прокурор Сергей Табельский разберется, чем занимаются его сотрудники, и почему через десять лет после всеобщего шока от трагедии в станице Кущевской на Кубани некоторые одиозные и потерявшие берега персонажи остаются неприкосновенными для правоохранительных органов.  А топ-менеджменту “Трансстроймеханизации” Аркадия Ротенберга, наверное, стоит задуматься: нужен ли им на Кубани такой партнер, против которого местные общественники готовы выйти на митинги и в пикеты? Герою труда России это надо?