Доказать не смогли но посадили

В интервью агентству «Интерфакс» председатель Мосгорсуда Ольга Егорова заявила о том, что следователи совершенно разучились собирать и анализировать доказательства, и это становится все бОльшей головной болью для судов, которым регулярно приходится выставлять себя в крайне невыгодном свете, «работая» с тем материалом, который попадает им в руки. Такое ощущение, что свое интервью госпожа Егорова давала сразу после ознакомления с уголовным делом № 1-147/2018, в рамках которого трое молодых мужчин получили большие сроки заключения без прямых свидетельств вины и целой россыпи грубейших нарушений УПК со стороны следствия.

Реальный уровень следствия не является секретом не только для председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой. Любой человек, сколько-нибудь знакомый с работой этого государственного органа, прекрасно отдает себе отчет в том, что и как там на самом деле происходит. Вот и генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в своем интервью также отзывается о работе следствия весьма и весьма нелестно, прямо указывая на деградацию, которая произошла с ним в последние 20 – 25 лет.

— Если раньше противостояние следователя и преступника представляло собой борьбу умов и интеллектов, то сегодня все упрощено до предела: человека отправляют в СИЗО, после чего в 70 процентах случаев дела рассматриваются в особом порядке, и именно в этом и состоит деградация, — констатировал генеральный прокурор.

Юрий Яковлевич знает, о чем говорит, а прекрасной иллюстрацией его правоты являются десятки и сотни тысяч уголовных дел, собранных и сшитых с огромными нарушениями и нестыковками, фигуранты которых, тем не менее, отправились отбывать длительные наказания кто в сонную глушь мордовских лесов, а кто и еще дальше.

К сожалению, реакция генерального прокурора на низкий уровень расследования поступила только после критической оценки в СМИ работы этого ведомства высокопоставленным работником суда. А до этого момента оснований для критики подопечных вроде как и не было.

Одним из самых громких дел последнего времени, от знакомства с деталями которого начинают шевелиться волосы даже у людей, имеющих самое общее понятие о юриспруденции, стало дело № 1-147/2018, в рамках которого Юрий Верин, Денис Семак и Виктор Самарин приговором Боровского районного суда от 3 декабря 2018 года были признаны виновными в совершении преступлений предусмотренных: п. «б» ч. 4 ст. 158, п. «б» ч. 4 ст. 158, п. п. «а, в» ч. 3 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 226, п. п. «а, в» ч. 3 ст. 158, п. «б» ч. 4 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ.

Произошло это не смотря на то, что прямые свидетельства вины подсудимых в деле отсутствуют, а сами они свою причастность к инкриминируемым преступлениям до сих пор отрицают. Из материалов же уголовного дела (представленного в редакцию адвокатами подсудимых) явствует, что в нем имеются многочисленные нарушения и нестыковки.

Возникает закономерный вопрос, а как же подчиненные Юрия Чайки, на которых лежит прямая обязанность осуществления надзора за деятельностью органов расследования, в том числе утверждения итогового решения по

уголовному делу – обвинительного заключения, смогли допустить направление такого дела со множественными нарушениями закона в суд? Получается, что деградации подвержены не только следователи, но и надзирающие прокуроры и их полномочные представители в суде – гособвинители, для которых если цитировать их начальника, уголовно-процессуальное законодательство и нормы материального права – это космос.

Но обо всем по порядку.

В период с 2016 по 2017 год в Московской и Калужской областях было зарегистрировано несколько преступлений, связанных с хищением личного имущества граждан из их загородной недвижимости. Злоумышленники, судя по всему, знали, в какие дома стоит зайти. Так, кражи, в том числе, были совершены в доме бывшего заместителя начальника УВД Калужской области и бывшего заместителя председателя Законодательного собрания Калужской области (ныне являющегося секретарем РОПП «Справедливая Россия» в Калужской области). Разумеется, столь громкое дело было взято на особый контроль и просто не могло не остаться не раскрытым.

И вот в мае 2017 года УМВД России по Калужской области через средства массовой информации распространило информацию о задержании банды воров, действовавших на территории Калужской и Московской областей. Этот сюжет показали даже по центральному телевидению. Вся страна увидела результаты работы бравых оперативников: трех мужчин в наручниках. Однако мало кому известно, что неоспоримые доказательства их вины не найдены до сих пор!

Начать хотя бы с того, что данные о причастности подсудимых к совершенным преступлениям основываются исключительно на рапортах оперативных сотрудников и не подтверждаются никакими средствами объективного контроля.

А как же обыск, точнее обыски? С ними произошла очень интересная история. После задержания и личного досмотра у Верина, Семака и Самарина были обнаружены только личные вещи. Через 5 часов (!) после задержания и нахождения в отделе полиции Боровского района Калужской области у одного из подозреваемых проводится повторный досмотр. И, о чудо! У него при себе оказываются вещи, якобы похищенные с одного из мест совершения преступления.

По месту жительства подозреваемых так же прошли обыски, по мнению следствия, весьма результативные. Что же удалось обнаружить? Например, просроченную банковскую карту одного из потерпевших, именной пропуск в бассейн и иные не представляющие никакой материальной ценности предметы, весьма косвенно указывающие на возможность присутствия Верина, Семака и Самарина в домах потерпевших.

Обыски по месту жительства, к слову, были проведены с грубыми нарушениями УПК. Так, по неназванной до сих пор причине ни один, полученный в ходе обысков предмет не был описан и надлежащим образом упакован, что оставляет место для предположений о манипуляциях с вещественными доказательствами.

Отдельного разговора достойны часы пребывания задержанных в отделе полиции Боровского района Калужской области, в течение которых Верин, Семак и Самарин очевидно подвергались психологическому и физическому воздействию. Юрию Верину даже вызывалась скорая помощь. Следы истязаний впоследствии были в официальном порядке освидетельствованы главным врачом следственного изолятора №1 Калуги. Было получено и независимое экспертное заключение из «Смоленского центра судебно-медицинской экспертизы» (есть в распоряжении редакции (с фото таблицами)). «Имеющиеся повреждения

образовались от воздействия твердых тупых предметов разнообразной формы, как минимум от 20 (двадцати) травматических воздействий», — говорится в этом документе.

Следы тесных контактов с «твердыми тупыми предметами», по крайней мере, у Юрия Верина были даже на лице, однако судья Толоконников не посчитал нужным замечать их и 5 мая 2017 года избрал в отношении всех троих меру пресечения в виде содержания под стражей, которая затем неоднократно продлевалась (в общей сложности более чем на 1 год).

Впрочем, телесные повреждения – это далеко не единственное, что не разглядел судья Толоконников. Так, от его взора ускользнул факт фальсификации доказательств, состоявший в том, что в жилище одного из подозреваемых были подброшены наручные часы одного из потерпевших, которые в указанном месте ни при каких обстоятельствах оказаться не могли.

Не была дана судьей и соответствующая оценка тому, что при совершении следственных действий следователь Студенникова В.В., работавшая по данному уголовному делу, привлекла в качестве понятого сначала своего родственника, а затем и бывшего сотрудника полиции, участника уголовного судопроизводства по этому же делу, что прямо запрещено законом!

Толоконников не придал значения и внесению исправлений в процессуальные документы, то есть, факту их фальсификации, равно как и предоставлению помощником прокурора Боровского района Гуровой заведомо недостоверных документов о стоимости похищенного имущества.

Вызывает вопросы и само поведение судьи Толоконникова, который за время разбирательства продемонстрировал полную несамостоятельность в принятии решений, консультируясь по всем важным для хода рассмотрения дела вопросам с вышестоящим начальством.

Все эти обстоятельства стали поводам для заявления стороной защиты подсудимых многочисленных отводов судье Толоконникову, которые были оставлены без удовлетворения.

После года следствия, в течение которого подсудимые так и не признали свою вину и, опасаясь фальсификаций, отказывались от дачи показаний, 5 декабря 2018 года Верину, Семаку и Самарину был вынесен заведомо неправосудный приговор, который, разумеется, был обжалован в апелляционную инстанцию Калужского областного суда.

По поводу разрешения заявлений Верина, Самарина и Семака о побоях и истязаниях в ходе предварительного следствия, уже не один месяц проводится проверка следственным отделом по Боровскому району СК РФ Калужской области, однако на сегодняшний день уже известно, что по факту пыток задержанных будет вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а преступники в погонах в очередной раз смогут избежать ответственности и продолжить свою «правоохранительную» деятельность.

Наша редакция надеется, что вышестоящий суд сможет досконально разобраться во всех обстоятельствах этого дела и вынесет правосудное, а не отвечающее интересам только одного, пусть и высокопоставленного человека, решение. Так же надеемся, что действиям сотрудников полиции ОВД Боровского района Калужской области, применявшим пытки к задержанным, все-таки будет дана надлежащая правовая оценка.

Доказать не смогли но посадили