"Старомодная комедия" — значит вечная

25 апреля 2017, 14:20, Людмила ЛЕБЕДЬ

Полвека назад классик отечественной сцены Алексей Арбузов написал «Старомодная комедия», и она сразу же широко пошла по  стране. Был снят фильм с участием Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова, и вот пьеса снова стала востребованной. Чудеса, да и только! А может быть, секрет ее долголетия заключается в вечной теме, которая всегда нова?

"Старомодная комедия" - значит вечная

Один театр за другим обращается к лирической комедии о двух немолодых людях, находя в ней то, чего так сегодня не достает людям: взаимопонимания, веры в добро и, конечно же, умения жить, несмотря на перенесенные страдания, потери близких и серьезный возраст. Ибо пока ты жив никогда нельзя сдаваться и считать, что «песенка твоя спета». Алексей Арбузов всегда был оптимистом, он умел разглядеть в простых людях и банальных ситуациях эликсир жизни, ибо душа человека всегда остается молодой, главное – не давать ей сжиматься.

Художественный руководитель московского театра «Вишневый сад» Александр Вилькин, фактически ставил спектакль про себя и  своих коллег, актеров:  Ольги Широковой и Вадима Райкина. Это очень трудно улыбаться, когда «кошки на душе скребут», когда тебя предают и пытаются убедить, что ты со своими старомодными взглядами не вписываешься в контекст нового Европейского театра, отбросившего человеческие судьбы на задний план, заменив их инсталляциями и перформансами. В свою очередь, я думаю, а может быть, это очень трудно – в течение двух часов сценического времени превращаться в другого человека и нести на своих плечах груз происходящих событий, да так, чтобы зритель верил и сопереживал. Вы не заметили, как с нашей сцены постепенно исчезает сопереживание, и его заменяет зрелищное представление, не требующее работу ума и сердца.

Так вот Александр Вилькин не желает «наступать на горло собственной песни», то есть, сдаваться. Он ставит нестареющую «Старомодную комедию» потому, что не утратил интереса к поэзии мгновения, случайным встречам, отнюдь не случайным, дарующим  незнакомым людям душевную близость, глоток свежего воздуха, чистого неба, куда можно взлететь не только во сне, но и наяву.

Недавно я смотрела по ТВ коротенький очерк об актере Константине Лавроненко, надолго заинтересовавшего кинорежиссера Андрея Звягинцева, где он не пытаясь выглядеть умнее чем есть, говорил, насколько важен жизненный опыт для артиста, являясь его творческим багажом. Молодость, конечно, прекрасна, но бьющая через край энергия не может заменить мастерство, (прошу не путать с ремеслом), а самое главное – памятный путь ошибок, черновых набросков ускользающего настоящего ради эфемерного будущего.  Конечно, у народной артистки России Ольги Широковой подобного рода эпизодов, накопилось множество, сформировав характер и волю к творчеству. Иначе бы ее Лидия Васильевна, получающая радость от каждого счастливого момента и презирающая скуку, однообразные, серые будни не стала бы перевоспитывать «застегнутого на все пуговицы» главного врача санатория Родиона Николаевича. А он, в свою очередь, снял шоры с глаз, перестал копаться в прошлым и тем самым надрывать свое больное сердце, неожиданно обнаружив, что жизнь по-прежнему прекрасна. Это открытие он делает благодаря сумасбродной на первый взгляд Лидии Васильевне, которой тоже есть, о чем горевать и сожалеть. Только она не замыкается в бездарном одиночестве, придумывает разные истории по поводу не совсем благородного бывшего мужа, и все ему прощает, даже деньги дает в долг, (это при мизерном окладе кассирши в цирке), но помимо спасительного сочинительства в ней живет редкий дар участия к человеку, попавшему в беду. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно», а уж как оно приятно одинокому Родиону Николаевичу, оказавшемуся на больничной койке – словами не передать. Можно сказать, впервые за долгие годы, строгий к себе и другим Родион Николаевич в исполнении заслуженного артиста России Вадима Райкина, почувствовал вырастающие крылья за спиной, и теперь ему совсем неважно сколько лет  экстравагантной женщине, скрывающей свой возраст и какая шляпка у нее на голове.   Года здесь не причем. Ведь природа рижского взморья, высокие сосны, узкие улочки старинного города с вековой ратушей (цветные слайды художника – постановщика Сергея Тимонина создают особую атмосферу чередующихся мест событий) так же насчитывают десятки, а то и сотни лет, но от этого не становятся менее прекрасными, скорее наоборот. Точно также и человек, обладая богатством прожитых лет и легкой нестареющей душой никогда не будет завидовать тем, кто придет ему на смену, он просто поделиться собственным опытом «звездочета» и путешественника, надеясь на мудрость бытия. Как это сделали постановщик лирической старомодной комедии Александр Вилькин со своими не старомодными артистами.