Ансамбль имени Александрова возрождается

6 февраля 2017, 17:52, Анатолий Чургель

Мы встретились с Геннадием Саченюком в центре Москвы на Земледельческом переулке. Именно здесь, в доме 20/1 расположена организация, название которой уже второй месяц не сходит со страниц информационных агентств: Академический дважды Краснознамённый, ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова. Легендарный коллектив, исполнять обязанности руководителя которого, поручено именно ему – полковнику Г.К. Саченюку. 

Ансамбль имени Александрова возрождается

На стене дома увядают красные гвоздики. Поднимаюсь по широким лестницам, вдоль которых висят десятки фотографий и огромные картины «искрометных» выступлений Ансамбля. Встречают приветливо. Как ни странно, почти сразу знакомлюсь с бывшим художественным руководителем Ансамбля И.И. Раевским. Ему в этом году 80 исполняется, но я бы не рискнул назвать эту цифру. Как-то не удивляет, что в такие дни Народный артист России Игорь Раевский именно здесь – в «штабе» Ансамбля. И тут же улавливаю первую насторожённость.  Намекают, что я хоть и член редакционного Совета журнала «Оркестр», который возглавлял В.М. Халилов, погибший в той страшной авиакатастрофе, но я – журналист. И нашего брата сегодня здесь не очень-то и любят. Чуть позже, когда ледок недоверия начинает таять, объясняют почему. «Практически все хотят «жаренных» фактов. Всего, что связано с катастрофой, с прослушиванием и просмотром новых кандидатов». Да-да, просмотром, так как среди погибших были и артисты балета. Пресса «нажимает» и просит постоянно, хотя приказ о наборе в Ансамбль был выполнен, и к началу февраля все кандидатуры определены. Начался новый этап – «воссоздания легенды». Не быстрый и, конечно, трудный. Этап, когда 6 дней работы в неделю становятся нормой, когда подгоняется форма и сценические костюмы, а военная дисциплина и соблюдение Устава уже – часть жизни. И это проявится не только в своевременном приходе на рабочее место. Замечу, поразило, что практически все, встреченные мной в тот день на Земледельческом 20/1, были в стройны и подтянуты. Я и раньше удивлялся выправке генерала Халилова, но здесь я окончательно понял, что настоящая Армия начинается именно со своих музыкантов.  

После этого мы довольно долго сидели с Геннадием Ксенафонтовичем за столом переговорной, обсуждая вопросы возможного сотрудничества журнала «Оркестр», как органа «Духового общества» России, и Краснознаменного Ансамбля. Поймал себя на том, насколько интересно было слышать даже такие факты, как начало обучения моего собеседника на военно-дирижерском факультете, где его наставником был, тогда еще майор, Халилов. Сколько же в этом здании информации! Той, в которой так нуждается наше общество, приучившее себя слушать не про свет, а про скандал.

Признаюсь, что мне было очень приятно, когда я получил предложение принять участие в создании своеобразной «энциклопедии памяти» Ансамбля, выслушать и записать воспоминания тех, кто раньше молчал о личном. Хотя практически ежедневно был перед телекамерами и микрофонами.

Не скрою, что и у меня было предложение к знаменитому коллективу. Ведь всего через 2 недели – 19 февраля в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов на Поклонной горе должно состояться грандиозное, и не только в масштабах Москвы, мероприятие. Фестиваль детско-молодежных духовых оркестров. Крупнейший в истории страны, посвященный Дню защитника Отечества и Дню образования Военно-оркестровой службы ВС РФ,  а также  памяти, поддержавшего этот «духовой» проект, В.М. Халилова, и всех жертв авиакатастрофы 25.12.2016г.  Рекордный сводный оркестр, который будет насчитывать 1000 юных музыкантов из 20 коллективов, исполнит «Гимн Москвы», «Славься», «День Победы». И гостями там будут не только «официальные лица», представители СМИ и посетители Музея, но и коллеги-музыканты, которые примут непосредственное участие в событии. Это — Государственный духовой оркестр России и Большой Детский Хор имени В. С. Попова. Как бы мне хотелось, чтобы и солисты Ансамбля им. Александрова стали в тот «строй памяти».

Но армия есть армия. И, получив предварительное согласие полковника Саченюка, я сразу же написал письмо-просьбу в Департамент Культуры Министерства обороны. Именно так: «Культуры» — с большой буквы, потому что нельзя писать иначе, когда в войсках было, есть и будет такое подразделение, как Ансамбль им. Александрова.

А, уже прощаясь, я рассказал собеседнику об идее, которую обсуждал накануне с руководителем проекта сводного «Детско-молодежного военно-исторического духового оркестра» своим одноклассником – Вадимом Мастерских. Мы хотели бы, чтобы полноправное место среди фестивалей России, занял молодежный Фестиваль «Георгиевские трубы». И пусть раньше «Георгиевская труба» была одной из самых почетных наград боевых подразделений русской Армии, а у наших юных музыкантов еще и «усы не растут», но они-то и есть – будущее страны. То будущее, в котором должно быть место «ее величеству культуре»: и гражданской, и, непременно, военной. И пусть духовые оркестры на площадях и в парках уже никого не удивляют.