Русская Сара Бернар

13 января 2017, 15:02, Любовь ЛЕБЕДИНА

Вначале этого года Нееловой исполнилось 70 лет, получившей множество поздравительных телеграмм, в том числе от первых лиц государства: Владимира Путина и Дмитрия Медведева. 

Русская Сара Бернар

Такой чести удостаиваются немногие артисты, и тем не менее подводить итоги своей творческой карьеры этой актрисе рано, начавшей свой путь в искусстве со студенческой скамьи. Возраст ей не помеха, наоборот – благо. Это накопленный опыт, позволяющий играть все, что ляжет на душу, что заставит сердце биться сильнее и откликаться на самые неожиданные предложения, так как она не боится выглядеть некрасивой, старой, смешной, нелепой. В подтверждение этого можно привести пример с моноспектаклем «Шинель», где актриса играет существо среднего рода – гоголевского Башмачкина, достигая такого перевоплощения, что дух захватывает, а  горло сжимают спазмы. Можно ли было представить, что после выхода на экраны в 1968-ом году «Старой, старой сказки!, где второкурсница ЛГИТМИКа сыграла озорную принцессу, она поразит в «Монологе 1972-го года непреклонного Виктора Розова в роли романтичной внучки видного профессора, впервые встретившись с предательством любимого человека. Слезы лились потоком, нос покраснел и разбух, лицо исказила болезненная гримаса, но оно было прекрасно, так как это была чистейшая  правда. Два ее педагога: Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд, считавших что кинорежиссеры губят молодых артистов, привили Марине Нееловой главное – самопожертвование в искусстве, независимо – большая роль или маленькая. В родном городе на Неве коренной ленинградке не везло с театрами, точнее она боялась застрять в пыльных кулисах, мечтая только о Георгии Товстоногове в БДТ. Но пока мэтр раздумывал брать в труппу подающую надежды дебютантку или нет, она, собрав вещички, метнулась в Москву, где ей пришлось накоротке поработать и у Павла Холмского,  и у Анатолия Эфроса, но Мельпомена не улыбалась ей. И как бы в дальнейшем сложилась театральная судьба Нееловой, если бы ее не заметил Валерий Фокин, искавший в то время героиню на спектакль «Валентин и Валентина» в театре «Современник»,  сейчас трудно предсказать.

  По-моему, это не был банальный случай, так как Марина Неелова всей своей органикой, всем своим правдивым существованием на сцене, как никто другой подходила для этого коллектива, часто критикуемого недругами за «шептальный реализм». Им было не понять, почему во время длинных пауз зрительный зал затихал и чувствовал  нечто такое, что и в словах не передать, что тот же шепот возникал не по причине слабых связок у артистов, а рождался из трагической сути конкретного произведения. Ну, как, скажите, можно было играть только на крике «Крутой маршрут» Гинзбург о сталинских репрессиях и женщинах, умирающих в лагерях?..

  Это уже были восьмидесятые годы, а до этого Неелова сыграла в фильме «Вечно живые» 1976 года и, конечно, послевоенное детство в героическом Ленинграде, пережившем блокаде, тоже отложило отпечаток на ее мировоззрение. Марина Неелова, редко соглашающая на интервью, все самое сокровенное держит при себе, потому что это та питательная среда из которой вырастают ее роли. Два неудачных брака до встречи с дипломатом Кириллом Геворгяном, конечно же, дали пищу для переживаний ее героини в «Осеннем марафоне». Скромная машинистка, влюбленная в безвольного писателя, которого замечательно сыграл Олег Басилашвили, вызывает одновременно и сострадание и жалость, напоминая тысячи одиноких женщин,  мечтающих о семье.

    И вот еще один примечательный факт в биографии актрисы, поцелованной Богом, для которой сцена является главным смыслом жизни. Когда ее мужу, надо было по работе уезжать во Францию и Нидерланды Неелова, прощается с кино, а в «Современник» прилетает только на свои спектакли, и до 2009-го года живет с мужем и дочерью за границей, прекрасное понимая, что ее, как актрису, на родине могут сбросить со счетов. К счастью, этого не произошло, потому что, во-первых, бывших талантливых актрис не бывает, а во-вторых, Марина Неелова – одна, и ей подобных нет.

 Сегодня Неелова в театре «Современник» играет, насколько мне память не изменяет, в трех спектаклях: «Осенняя соната», «Вишневый сад» и «Дама». Это последняя премьера по пьесе Тадеуша  Ружевича в постановке польского режиссера Анджея Бубеня. Разноплановая актриса в жанре абсурда демонстрирует сотни масок старой женщины, которая высиживает в кафе непонятно что. Капризную маргиналку сменяет роковая дама, сумасбродную старуху, готовую рожать, обольстительная женщина. В этом преставлении Неелова напоминает клоунессу, на глазах зрителей меняющую не только внешний облик, но и предстающую в разных ипостасях женских характеров, смешных, жутких, восторженных, страшных. Таким образом, актриса доказывает — для нее не существует амплуа, и она может играть все, был бы только режиссер на одной волне с ней, как с Галиной Волчек.