Столетие Октябрьской революции и 90 лет театру Ленком

7 января 2017, 15:42, Любовь ЛЕБЕДИНА

   Можно ли это считать отступлением назад в современной идеологии? Наверное, либеральные демократы будут несколько сбиты с толку и станут возмущаться, а коммунисты наоборот воспрянут и будут отмечать праздник на своей улице.

Столетие Октябрьской революции и 90 лет театру Ленком

Как бы там ни было, но с наступлением эры капитализма в России, где человечности остается все меньше и меньше, так как ее подменяет потребительская психология и новое поколение все больше склоняется к «американской мечте», неплохо было бы обратиться к истории социалистического государства, построенного на равноправии и уважении к гордому человеку. К тому же нынешние сорокалетние, руководящие экономической политикой, тоже были воспитаны на заветах Владимира Ильича Ленина, который по-прежнему лежит в мавзолее и прах его никак не обретет покой, вопреки православию не захороненный в земле. С другой стороны, разоблачение культа личности Сталина и неисчислимое количество жертв, попавших под каток авторитарной власти, тоже многому учит, чему прощения нет.

     Этой трагической теме посвящено много фильмов и спектаклей, заставляющей режиссеров опасаться новой волны цензуры. Марк Захаров, возглавляющий  Ленком более сорока лет, тоже испытал на себе давление партийной цензуры, из-за чего приходилось изъясняться на эзоповом языке, и даже теперь в своих спектаклях он не упускает возможности напомнить зрителям: «Люди будьте бдительны!»      

  В 1978 году Марк Анатольевич поставил «Революционный этюд» по пьесе Михаила Шатрова «Так победим», где в роли Владимира Ильича Ленина выступил Олег Янковский без грима. По жанру это был спектакль-диспут, в котором разворачивалась острая полемика: можно ли человека воспитать так, чтобы он вначале думал о родине, а потом о себе. Тогда Марк Захаров вместе с актерами победил, и Министерство культуры успокоилось – мол, второго «Доходного места», запрещенного в театре Сатиры, не будет.  Захарову нельзя отказать в ощущении надвигающейся опасности, и чтобы не рисковать театром и свободой в золотой клетке, он попервоначалу увлекался лирической драмой, пьесами Эдуарда Радзинского, привлекая тем самым молодежь в театр. Военная тематика качественной литературы тоже не настораживала власти, и «Мой бедный Марат», «В списках не значился» шли в репертуаре театра много лет. К тому же у Марка Захарова был верный друг и соратник Григорий Горин, обладающий фантастическим юмором и острым глазом. Все, что требовало немедленного внимания и осмеяния,  не могло пройти мимо него. Причем подавалось эти наблюдения в виде нелепых метаморфоз, безумных гегов, анекдотов, так что обижаться было не на что, а тот, кто обижался, выглядел дураком. Неслучайно в это время так повысился авторитет Евгения Леонова, комика по призвания с грустными глазами. Его Тевье Молочник в «Поминальной молитве» наделал много шума в Москве. Зрители смотрели притчу об изгнании еврейского народа с насиженных мест по несколько раз, не догадываясь, что в этом спектакле говорится об очень важных вещах, в том числе о преследовании «пятой колонны».

     Но самый большой прорыв был сделан в 1981-ом году, когда на ленкомовских подмостках появился мюзикл «Юнона и Авось» с замечательной музыкой Рыбникова. Он был подобен урагану, срывающим трафаретные представления о замшелых музыкальных постановках, он так же заражал энергией зрительские сердца и возбуждал эмоциональную память. Вот почему Николай Караченцов, несмотря на вынужденный уход из профессии по причине болезни, будет всегда считаться лучшим исполнителем роли Резанова, а незабвенная «Юнона и Авось», продолжающая идти и сегодня при аншлагах, продолжит открывать европейскому зрителю  магию высокого искусства русских артистов.        

  Марк Захаров, как удивительный ловец талантов, всегда смотрит далеко вперед, привлекая в театр способных актеров, впоследствии, превращающихся в мастеров. Так было с  Александром Абдуловым, игравшем молодых героев «без царя в голове» так, что о них можно было спички зажигать. Так было с Олегом Янковским, которого он вытащил из провинции, после чего ему не стало равных в коллективе. В последнем сочинении Григория Горина «Шут Балакирев» он сыграл Петра Великого. Сыграл озорно, смело, размашисто, дав своим коллегам после ухода из жизни, вектор движения этого исторического персонажа в игровой стихии.

 Театральный корабль под названием «Ленком» не раз мог пойти ко дну, когда его навсегда покинули главный художник Олег Шейнцис, актеры: Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, упомянутые Олег Янковский, Александр Абдулов. Но вот парадокс, в этот период корабельная команда сплачивалась и общими усилиями заделывала пробоины. Инна Чурикова, Леонид Броневой, Александра Захарова, Александр Збруев, Виктор Раков, Дмитрий Певцов, Александр Лазарев, Александр Соколов  не могли позволить себе расслабляться, а тем временем в театре появлялись новые силы, к примеру Антон Шагин, уже исполняющий роль первой скрипки в оркестре, так же рискнули пригласить на роль Венечки Ерофеева Игоря Миркурбанова в «Вальпургиеву ночь»,  и не ошиблись. А совсем недавно после скандального «Князя» Константина Богомолова, снизившего рейтинг  зрительского интереса, отпраздновал день рождения  «День опричника» по роману Владимира Сорокина. И вновь публика стала спрашивать лишний билетик, и вновь Марк Захаров заговорил о выборе внутренне свободного человека  при любом режиме. Так что театру Ленком в год столетия Октябрьской революции есть чем поделиться со зрителем и чем его порадовать.