Восточная душа гения танца

9 декабря 2016, 13:02, Любовь ЛЕБЕДИНА

Но почему Турция? – спросите вы. Какое отношение к этой стране имел великий танцовщик, покинувший Россию в 1961-ом году и попросивший политическое убежище во Франции после успешных гастролей Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, ныне Мариинки, где произвел неслыханный фурор? 

Восточная душа гения танца

Оказывается, с Турцией его многое связывало, куда он приезжал три раза в год. Этот секрет и раскрывает удивительно красочный фильм Евгении Тирдатовой с участием друзей Нуриева, подробно рассказывающих, как и при каких обстоятельствах они познакомились с мировой знаменитостью, что их объединяло,  и почему, став парижанином, Рудольф продолжал тянуться к Востоку.

     Внимательно наблюдая за документальным видеорядом и подробно изложенными биографическими  фактами, а так же вкраплением сцен из балетов Нуриева на сценах европейских театров и любительскими съемками, представленными турецкой стороной, делаешь неожиданное открытие. Оказывается, родившись в татарской семье, он генетически был предрасположен к восточной культуре, которая его манила, очаровывала, забирала в плен. Начинается фильм с базара в Стамбуле среди персидских ковров, где близкий друг уже состоявшегося и успешного танцора Ясемин Пиринссиоглу рассказывает, как невозможно было его вытащить из царства «Тысяча и одной ночи», как подолгу он разглядывал орнаменты разных ковров, и тут же начинал двигаться в замысловатых «па» по этой мозаике, как бы сочиняя партию новой роли. Ведь неслучайно он стал и профессиональным балетмейстеров, поставив несколько спектаклей, а когда уже не мог танцевать дирижировал оркестром. Это значит, его мозг ни на минуту не отдыхал, Нуриев постоянно находился в поиске новых выразительных средств и желанного вдохновения. А оно приходило именно здесь у берегов Черного моря среди многочисленных островов, один из которых он мечтал купить, построить на нем летнюю виллу с коллекцией килимов, чеканки, посуды и собирать вокруг себя верных друзей, посвятивших свою жизнь единственной избраннице — балету. В течение восьми лет он путешествовал на деревянной лодке от Бодрума до Кекевы в поисках долгожданного пристанища счастья. Но…

  Замечательный оператор Дмитрий Ермаков, охватывая панораму бескрайней синей глади и такого же синего неба , плавно переключался на незамысловатый быт жителей скалистых островов. Женщин с натруженными руками, ткущих из воздушных нитей покрывала, пекущих лепешки на мангале, смеющегося мальчика со шлангом в маленьких ручках, и от этих картинок так спокойно становилось на душе, так радостно, что начинал понимать, почему Нуриев именно здесь хотел уходить от городской суеты, бесконечных конфликтов в театре и любопытных журналистов, пытающихся выведать у него кого из мужчин он любит. Это теперь однополые браки, принятые в Европе, никого не удивляют, а в 60-80-е годы за нетрадиционную ориентацию в Советском Союзе сажали в тюрьму. Но оставим это за скобками конкретного фильма, да и не о том в нем речь.

     В 2018-ом году Нуриеву бы исполнилось 80 лет, прожив совсем мало – всего-то 54 года, заразившись СПИДом и не построив дворец мечты на острове в турецком Черном море. Зная о приближающемся конце Рудольф завещал похоронить себя на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а надгробье создал его друг, накрыв мраморную плиту персидским ковром. Все закольцевалось.