В России вновь заговорили о запрете абортов

10 ноября 2016, 14:56

Последнее предложение по этому поводу – вывести аборты из системы ОМС. Но будет ли эффективна такая мера? Приведет ли она к всплеску рождаемости, или наоборот, только увеличит материнскую смертность?

В России вновь заговорили о запрете абортов

Против прерывания беременности уже который год выступают представители Русской православной церкви (РПЦ) во главе с патриархом Кириллом. Они сравнивают бесплатные аборты, введенные еще при советской власти, с действиями Гитлера против русского народа (естественно в пользу фюрера). Ранее патриарх подписал открытое письмо граждан о полном запрете абортов на территории РФ. Авторы документа требуют признать «за зачатым ребенком статус человеческого существа, жизнь, здоровье и благополучие которого должны быть защищены законом». Под запрет должны попасть все виды прерывания беременности, в том числе противозачаточные препараты с абортивным действием, а так же вспомогательные репродуктивные технологии – ЭКО, то есть, оплодотворение яйцеклетки в пробирке. Пресс-секретарь православного лидера позже сообщил, что патриарх Кирилл на самом деле подписал другое обращение, в котором речь идет не о полном запрете абортов, а только об их выводе из обязательного медицинского страхования.

Патриарха фактически поддержали детский омбудсмен Анна Кузнецова и член Совета Федерации Елена Мизулина. Последняя предложила поощрять роды, а не аборты в рамках ОМС, на которые государство ежегодно тратит около 5 миллиардов рублей. Эту сумму чиновник предложила направить на поддержку беременных женщин, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, что явно не лишено смысла.

По этому поводу невольно вспоминается анекдот: если запретить аборты, то это решит все проблемы. Вот наркотики же запрещены и никаких проблем с наркоманией нет.

Атаку на аборты первой начала ещё в 2011 году Госдума. Но тогда против законопроекта о выводе абортов из системы ОМС высказались ряд министерств и ведомств: Минфин, Федеральный фонд ОМС, Минэкономразвития, Минздрав, Минюст и Институт законодательства и правоведения РФ. Высокопоставленные чиновники и депутаты тогда сошлись в едином мнении: женщина в праве сама решать вопрос о материнстве, как закреплено в Конституции — в статье 56 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова по этому поводу заявила, что вывод абортов из ОМС также может угрожать здоровью женщины: «Есть определённые нюансы, связанные с возможным переходом абортов в тень, особенно для тех лиц, которые имеют низкий достаток, для несовершеннолетних, девочек, для которых такая ситуация совершенно неожиданна». Впоследствии она добавила, что в задачи ведомства не входит введение каких-либо ограничений, а только предотвращение увеличения материнской и младенческой смертности.

И действительно, популярный миф о том, что ограничение доступности абортов поможет повысить рождаемость, не имеет ничего общего с реальностью. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к опыту Польши, где запрет на аборты введен с 1993 года. По местным законам женщина может прерывать беременность только в трех случаях: зачатие ребенка произошло в результате изнасилования; когда медицинские исследования показывают, что ребёнок родится с тяжёлым дефектом или неизлечимой болезнью, которая поставит под угрозу его жизнь или если в результате беременности здоровью женщины угрожает опасность.

Не смотря на запрет, улучшить демографические показатели Польше так и не удалось. Более того, страна имеет один из самых низких уровней рождаемости в Европе, а «абортивный туризм», наоборот, процветает. Невозможно установить, сколько полек выезжает делать аборты за границу, однако в 2010 году в польском парламенте врачи из Германии, Австрии и Голландии рассказывали, что каждый год прерывать беременность к ним приезжает более сотни женщин.

Что касается российской статистики, то в нашей стране за 2015 год зарегистрировано 848 тысяч абортов, и в последние пять лет количество подобных операций неуклонно сокращается.

А теперь на секунду попробуем представить, что законопроект утвердили: бюджетные аборты запрещены, а ценники на «платный вариант», естественно, выросли в два раза. Напомним, в России на 2016 год прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 10722 рублей в месяц. И если сейчас цена на коммерческое прерывание беременности колеблется в диапазоне от 2000 до 30 000 рублей, то что будет потом? А к чему приведёт рождение детей, которые мягко говоря, не желанны? Естественно, к массовым отказам от них и переполненным детским домам.

Если государство и хочет бороться с сокращением числа абортов, то оно должно в первую очередь обеспечить женщине чувство защищенности. А запретом на прерывание беременности государство никогда не заставит будущую мать полюбить нежеланного ребенка.