Дипломатический бросок на Крым

Дипломатический бросок на Крым: В Киеве утверждают, что придумали новый план по возвращению полуострова в состав Украины

Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе 20 января, министр финансов Украины Наталья Яресько сделала громкое заявление, пишет Свободная Пресса.

Правда, касалось оно не экономического положения «незалежной» или того, когда она рассчитается с долгами, а Республики Крым и Севастополя. Яресько сообщила, что в 2016 году Украина готовится запустить новую дипломатическую инициативу по возвращению Крыма.

По ее словам, Киев намерен создать дипломатический форум по образцу женевского формата, в который вошли бы Россия, Украина, Евросоюз и США, но с расширенными функциями и составом участников, чтобы начать диалог о том, как «вернуть Крым Украине». «Мы не согласны, что Крым ушел. В этом году мы действительно начинаем активизировать процесс по возврату Крыма», — заявила Яресько.

Некоторая активизация на крымском направлении со стороны Киева заметна. Причем если в конце прошлого года она заключалась в действиях, якобы, «активистов», которые взрывали опоры линий электропередач и перекрывали сообщение с полуостровом, то в этом в «незалежной» вспомнили о дипломатии. Президент Петр Порошенко во время январской пресс-конференции по итогам 2015 заявил, что возвращение Крыма и Донбасса остается приоритетом для Украины. Для возвращения полуострова он предложил создать расширенный международный формат, ту самую «Женеву плюс», о которой упоминала и Яресько.

«Оптимальный формат — „Женева плюс” с привлечением партнеров из ЕС, США и, возможно, стран-подписантов Будапештского меморандума», — отметил Порошенко, не уточнив, впрочем, как именно будут проходить переговоры и в чем конкретно заключаются предложения Украины. Правда, немного ранее украинский лидер выражал уверенность, что безвизовый режим с ЕС, который «незалежная» пока что не получила, поможет вернуть Крым и Донбасс.

На следующий день после выступления Яресько в Давосе стало известно, что Порошенко создал службу по вопросам «деоккупации Крыма». Новая структура вошла в состав представительства президента Украины «в Крыму», которое на самом деле базируется в Херсоне и частично в Киеве. Служба имеет несколько отделов, которые будут заниматься как работой с гражданами, «переселившимися с временно оккупированной территории», так и разработкой стратегических программ по возврату Крыма в состав Украины.

Последний год западные лидеры в своей риторике все чаще предпочитали обходить крымский вопрос стороной, вынося его за скобки даже в вопросе обсуждения антироссийских санкций. А некоторые политики и компании пусть не де-юре, но де-факто признавали полуостров российской территорией. Достаточно вспомнить громкий скандал, который разразился на рубеже года, когда два коммерческих гиганта — Coca-Cola и PepsiСo, включили Крым в карты России, выложенные на своих сайтах.

21 января стало известно, что так называемая прокуратура Автономной Республики Крым, которая базируется в Киеве и входит в структуру Генпрокуратуры Украины, возбудила уголовное дело против сотрудников этих компаний за публикацию возмутившей их карты. Народный депутат Верховной Рады Георгий Логвинский даже пригрозил должностным лицам Coca-Cola и PepsiСo тюремным сроком. С таким радикальным подходом интересно, в чем же могут заключаться «свежие дипломатические инициативы» Киева.

— Сомневаюсь, что у нынешнего руководства есть четкий и продуманный план по Крыму, — говорит профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ Андрей Манойло. — На это указывает и неконкретность слов Яресько, и то, что она вообще не имела права делать подобные заявления, так как эта тема не входит в ее компетенцию. Так что планов, как именно возвращать Крым, у Порошенко и его команды нет. Но, очевидно, последовало определенное распоряжение из Вашингтона, и они начали его отрабатывать.

Активизация украинского вектора связана с успехами России на сирийском направлении и динамикой, которая разворачивается в вопросе мирного урегулирования. У Москвы и Вашингтона, как известно, есть серьезные разногласия по тому, должен ли Асад уйти или остаться, какие группировки считать террористами, а какие — умеренной оппозицией и так далее. Поэтому американцы пытаются в такой форме оказывать на Россию давление через Украину.

Еще год назад я говорил, что американцы не будут поднимать крымский вопрос до разрешения проблемы Донбасса, но Крым никем не забыт. И сейчас мы видим, как на фоне определенной деэскалации в Донбассе, они начинают разыгрывать руками своих сателлитов комбинацию, связанную с Крымом. Это станет дополнительным рычагом в сирийском вопросе.

Еще одна причина этой активизации может быть непосредственно связана с вопросами продления и исполнения Минских соглашений. Сейчас от Порошенко требуют соблюдения этих договоренностей. В первую очередь, это касается закона об амнистии и проведения местных выборов. По всей видимости, Порошенко не хочет ни того, ни другого. Поэтому в его интересах провести кампанию, чтобы сменить повестку и переместить фокус с Донбасса на Крым. Но я полагаю, что ни Порошенко, создавший «деоккупационный комитет», ни Яресько, выступавшая на форуме в Давосе, не действуют самостоятельно. Они не пошли бы на такие шаги, не получив отмашку из Вашингтона. Все это увязано с глобальной политической ситуацией.

— Может ли Россия вообще участвовать в каких-то дипломатических форматах по Крыму, о которых говорит Порошенко?

— Категорически нет. Наша позиция заключается в том, что вопрос Крыма уже решен. Его решил сам народ полуострова, который сделал свой исторический выбор. Этот выбор был реализован в форме легитимной международно-правовой процедуры, которая к тому же имеет прецеденты. В частности, вхождение Фолклендских островов в состав Великобритании после проведенного референдума прошло по той же процедуре, которая потом повторилась и в Крыму.

И еще один важный момент. Позиция России в том, что Крым — это территория Российской Федерации. Попытка создать какую-либо конференцию, рассматривающие статус и будущее этой территории — это прямая попытка вмешательства во внутренние дела РФ, которая должна быть пресечена самым жестким образом.

Гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин также полагает, что активизация Киева ни к чему не приведет.

— Начнем с того, что Крыма Украине не видать. Крым — это российская земля, и какие бы инициативы ни выдвигал Петр Порошенко, полуостров в состав Украины однозначно не вернется. Идеи Яресько о каком-то мирном возвращении Крыма выглядят бредово, особенно на фоне отключения электроэнергии для полуострова и блокады, которую осуществляют представители «Правого сектора» * и крымско-татарского меджлиса. Они подвергли два с лишним миллиона людей довольно унизительным процедурам, лишили их тепла и света. Если в Киеве думают, что этот шантаж позволит им как-то приблизить Крым в себе, то ошибаются. На полуострове Украину не то, чтобы ненавидят (это слишком сильное чувство), а просто презирают. Думаю, заявления в Давосе — это грубая игра на публику. Никакая «Женева плюс» не решит судьбу Крыма, который уже заявил о своей воле посредством референдума. И воля эта — быть с Россией.

— Чем тогда объяснить возросшую активность Киева на этом направлении?

— Думаю, это продиктовано желанием напомнить о себе. О Крыме начали забывать не только на Западе, но и на самой Украине. Понятно, что Киеву это не нравится. Даже Америка, которая изначально делала полуостров темой номер один и требовала его возвращения, теперь принимает документы, в которых Крым выносится за скобки. Следующий шаг — это признание его российским. Украина уже никому не интересна и нужна разве что МВФ, да и то в качестве вечного должника. Порошенко вынужден привлекать к себе внимание любыми способами, что он и делает.

Политолог Сергей Михеев убежден, что Россия принципиально не пойдет на обсуждение будущего Крыма с кем бы то ни было.

— Впервые такая инициатива прозвучала еще в прошлом году в Киеве. Тогда некоторые украинские политики обещали начать какие-то переговоры и выйти на дипломатическое урегулирование крымского вопроса. Но я убежден, что Россия не будет участвовать ни в каких переговорах по Крыму.

— Но для чего нужны эти разговоры о свежих дипломатических инициативах?

— Во-первых, украинское руководство пытается напомнить о себе. Во-вторых, им нужно удерживать Украину в центре глобальной повестки.

Потеря внимания для них крайне не выгодна. Они понимают, что если про них начнут забывать, сложится консенсус, когда объективно более сильная Россия будет занимать все больше места в глазах Запада. Примерно то же самое, только в меньших масштабах, произошло в 2008 году после войны в Осетии. Тогда многие предрекали, что Россия еще долго будет пожинать горькие плоды, но на деле через несколько лет все напрочь забыли об этом конфликте. Украина боится именно этого и потому старается как можно чаще будоражить международную повестку. По этой же причине они могут периодически возобновлять военные действия в Донбассе. Проливающаяся кровь держит международное сообщество в напряжении и заставляет постоянно заниматься украинской проблематикой.

— То есть новый формат переговоров в принципе невозможен?

— Почему же? Возможен, но только без участия России. А без участия России подобные собрания не имеют смысла. Возможно, Киев хочет создать некий формат, в рамках которого будет продвигать повестку, что Крым — это украинская территория, которую они никогда не отдадут. Но реального выхода никто не ждет, просто потому, что российское руководство никогда не согласится на участие в подобном процессе.

Анна Седова

* Запрещенная в РФ террористическая организация.
Дипломатический бросок на Крым