Наверное, из всех животных, вызывающих у людей иррациональный страх и отвращение, первые места занимают змеи (само собой) и пауки!
И, если страх перед многими змеями вполне оправдан, то вот перед пауками – ну, почти нет))
Из более чем 40 тысяч видов пауков (пипец – ну и дохрена же их…) потенциально опасными являются лишь несколько десятков видов. И большинство из них мелкие, неприметные и вообще очень стеснительные, так что схлопотать от них укус очень-очень сложно.
И первое место среди пауков-убийц занимают бразильские пауки с красивым португальским названием армадейра, относящиеся к роду Phoneutria. Это довольно крупные (тело – 3-5 см) бродячие тропические пауки с крайне сильным ядом! Раз в 5-6 сильнее, чем у тайпана.
Их яд содержит мощные нейротоксины, блокирующие кальциевые каналы в синапсах, так что люди просто перестают дышать. Помимо этого, в состав яда входят какие-то низкомолекулярные нейропептиды, гиперстимулирующие разные подкожные рецепторы, что приводит к совершенно диким болевым ощущениям. И, наконец, самое странное действие его яда – это приапизм. Это длительная, болезненная многочасовая эрекция! Которая потом приводит к импотенции… Несложно догадаться, как используется в фармакологии его яд =)))
За последние пять лет эти пауки убили около пятидесяти человек, причем смертность (без противоядия, которое, кстати, существует!) составляет около 50%. И это много!
Второе место по силе яда занимают пауки рода Latrodectus, также известные как черные вдовы. Точнее, североамериканская черная вдова Latrodectus mactans. Самки этих пауков обладают очень крупными ядовитыми железами, так что, несмотря на небольшой размер (тело обычно около 1.5 см, хотя у очень сильно беременных может быть и все 3), количество впрыскиваемого яда достигает 0.05 мг. Это много, особенно в сравнении с крошечными хелицерами! Для взрослых здоровых людей ее укус обычно не смертелен, но последствия в любом случае очень неприятны. После укуса крупной самки черной вдовы начинается мерзотнейшая болезнь, длящаяся несколько дней. Ее яд содержит нейротоксины, которые, после того как разнесутся кровью по организму, начинают возбуждать двигательные нейроны с высокой частотой, что ведет к тетаническим сокращениям – перманетному мышечному спазму, затрагивающему почти все скелетные мышцы. В тяжелых случаях человек лежит, выгнув спину, выпучив глаза, не может пошевелиться и испытывает жестокую боль везде! Нередко все это сопровождается бредом, дикими воплями про скорую смерть, периодической рвотой… Судя по всему, очень сильные ощущения. Через два-три дня симптомы обычно постепенно сходят на нет, хотя даже спустя недели после укуса могут накатывать внезапные приступы судорог или, наоборот, резкой слабости. Нехилый такой отходняк… Смертей среди взрослых людей – десятые доли процента, но для маленьких детей (как в случае и со скорпионами) укус латродектусов смертельно опасен.
Помимо L. mactans опасность для жизни представляют еще несколько видов этого обширного рода – знаменитый каракурт („черная смерть“ в переводе с тюркских языков, L. tredecemguttatus), австралийский красноспинный паук (L. hasselti), новозеландский катипо (L. katipo) и южноафриканская коричневая вдова (L. geometricus). Все перечисленные виды несколько менее опасны, чем американский L. mactans.
Любопытная деталь – у Павла Иустиновича Мариковского, очень крутого нашего энтомолога, умершего несколько лет назад, в одной из книг было описано, как от укусов каракурта спасало мгновенное прижигание спичкой. Сразу-сразу, в течение минуты после укуса. Видимо, яд каракурта легко разрушается при термической обработке, причем, если верить тому что написано (а я верю), то вовремя прижженный укус обходится практически без последствий! Ну, кроме волдыря от ожога)))
Следующим номером в списке стоят австралийские туннельные пауки из рода Atrax! Эти 3-4-сантиметровые пауки, сложением похожие на маленьких коренастых птицеедов, обладают сильным ядом, состоящим в основном из различных пресинаптических нейротоксинов, вызывающих лавинообразное высвобождение всех возможных нейромедиаторов. Это приводит к спонтанному возбуждению промежуточных и двигательных нейронов по всему телу, что, в свою очередь проявляется целым паноптикумом разных симптомов. Это боль, зуд по всему телу, обильное потоотделение, прыжки кровяного давления, дикое слезоотделение, рвота, разные глюки с дыханием, спонтанные мышечные спазмы, отек легких, полная дезориентация, жуткие непроизвольные гримасы на лице, резкое повышение внутричерепного давления, ну и, естественно, смерть. Зарегистрированные случаи смерти (а их всего около тридцати) были связаны либо с катастрофически пониженным кровяным давлением, либо с отеком мозга вследствие повышенного внутричерепного давления.
Симптомы проявляются стремительно! И смерть может наступить через 15 мин (у маленьких детей), а можно промучиться дня три…
Эти пауки довольно агрессивны, особенно бродячие самцы. И их укусы – не редкость. Но прагматичные австралийцы уже давно поставили на конвейер производство всех возможных противоядий – в том числе и от атраксов.
Ну, им приходится… Австралия вообще веселое место, в плане концентрации смертельно опасных животных)))
Теперь самое время вспомнить про небольших, скромных и неприметных американских паучков из рода Loxosceles, английское название которых можно перевести как „коричневый отшельник“. Смертей от них немного, но их яд обладает сильным некротическим действием, так что укушенную конечность нередко приходится отпиливать! Из более чем сотни видов этого рода наиболее известны (и ядовиты) три – L. laeta из Чили, L. intermedia и L. reclusa, оба из США. Примерно в половине случае наблюдается местный некроз, либо различные системные эффекты (например, масштабное разрушение клеток крови). Смертей очень мало, и почти все – среди детей до семи лет.
Эти пауки редко попадаются на глаза, сидят себе где-то по темным уголкам и никак не нарываются. Нарываются люди, как обычно))
Но и то, даже будучи схваченным, паук часто ленится кусаться… так что, опасным животным его можно назвать с большой натяжкой.
Вот, собственно, и все!))
Все остальные пауки куда менее ядовиты и опасны…
Из других видов, обладающих ядом с некротическим действием, потенциально опасным для жизни, можно отметить пустынных пауков из рода Sicarius, живущих на юге Африки. Это такие забавные пауки-крабики-зарывашки))
Они еще могут жить аж до 15 лет, что делает их самыми долгоживущими аранеоморфными пауками (это подавляющее большинство пауков). Некоторые птицееды могут жить дольше, но они относятся к примитивной группе мегаломорфных пауков.
Еще один пример паука с некротическим ядом – паук-бомж (серьезно, так и называется – hobo-spider!) Tegenaria agrestis из Юго-Западной Европы, также интродуцированный на северо-восток США.
Но это все мелочи… пауков, способных нанести болезненный укус, который будет сопровождаться сильным покраснением и длинной ноющей болью, полно. В том числе, некоторые из террариумных видов птицеедов!
Например, юго-восточноазиатские виды из рода Haplopelma. От южнокитайской H. huwenum даже известен один смертельный случай – пятилетний мальчик, погибший от анафилактического шока. У взрослых его укус вызывает сильную боль и временную дезориентацию.
Из других сильно ядовитых птицеедов, конечно, нужно упомянуть индийских и шри-ланкийских пецилотерий (Poecilotheria). Обычно после укуса наступает сильная боль вкупе с общим болезненным состоянием, что может вогнать человека в постель на несколько дней. Хотя смертельных случаев от этих друзей зарегестрировано не было, я знаю, что от P. ornata один чувак впал в кому, а от укуса P. fasciata у нескольких человек случалась острая сердечная недостаточность…
По поводу всех остальных птицеедов можете вообще не волноваться. Это больно, это неприятно, вам это не надо, но никакой угрозы жизни тут нет, даже для детей))