В Испании за финансовые махинации судят сестру короля

Исторический судебный процесс начался 11 января в Пальма-де-Майорке: по делу о коррупции на скамье подсудимых предстанет член королевской семьи — инфанта Кристина, сестра испанского короля Филиппа VI.

Впервые в истории Испании представитель монаршей семьи предстает перед судом.

Первое судебное слушание дела началось 11 января в 9:15 по местному времени в здании государственной администрации Пальмы-де-Майорки.

Принцессе может грозить до восьми лет лишения свободы. Кристина подозревается в причастности к финансовым махинациям и уклонению от уплаты налогов в размере 6 млн евро. Главным исполнителем преступного плана является муж испанской принцессы Иньяки Урдангарин.

Будучи главой общественного фонда Instituto Noos, Урдангарин, по мнению следствия, отмывал деньги через подконтрольный НКО. Кристина же являлась одним из акционеров фонда. В ходе следствия выяснилось, что инфанта замешана в нечестных сделках. Согласно следствию, она вписывала личные траты в расходы компании, в следствие чего была сокращена доля прибыли фонда, а значит и налоговые отчисления.

Коррупционный скандал вокруг члена королевской семьи разгорелся еще в 2010 году. Тогда Балеарский судья Хосе Кастро выдвинул обвинения против Урдангарина, Кристина же была вызвана в суд лишь в качестве свидетеля. Однако, после первых слушаний Кастро решил, что принцесса как соучастница преступного плана своего мужа также должна ответить перед испанским судом.

В июне 2015 года испанский король и брат подозреваемой лишил титула герцогини Паль-де-Майоркской инфанту Кристину. Правда, такой шаг не спас испанскую монархию от удара по своим и так шатким позициям.

— Этот прецедент опасный, это колоссальный удар по репутации монархии в целом. Он ослабляет позиции королевской семьи, — считает профессор ибероамериканского сектора НИУ ВШЭ Татьяна Коваль. — После смерти Франциска Франко и начала демократизации король имел полную поддержку народа. Однако, очень многие говорили, что не столько испанцы стали монархистами, сколько это так называемый феномен «хуанкарлизма».

Хуан Карлос I как личность олицетворял собой идеал испанской монархии. Потом он постепенно стал терять такую поддержку. Его сыну Филиппу VI не удастся достигнуть того влияния, которое имел Хуан Карлос. Да и современные монархии, когда браки заключаются не между принцем и принцессами, а между принцем и «простой девушкой» тоже идут в колею «расколдования власти».

Это закономерные процессы. Монархия теряет свою ауру сакральности.

По мнению Коваль, принцессу не лишат свободы, должны быть найдены компромиссы, иначе, это станет еще более серьезным ударом по испанской системе.

Испанский политолог Фернандо Вайеспин также считает, что этот коррупционный скандал — серьезный удар по королевской семье и позициям монархии в целом.

— Для королевской семьи этот скандал очень опасен, ведь он подрывает фундамент, на котором зиждется легитимность монархии, разрушает символы, которые традиционно ассоциируются с фигурой короля и прежде всего, идею о том, что монарх не может поступить неправильно. Монархия может окончательно потерять авторитет в стране, как это происходит сегодня с другими испанскими институтами, — считает Вайеспин.

Участники антикоррупционного движения Manos Limpias требуют сурового наказания для инфанты Кристины — 8 лет тюрьмы и штраф в размере 2 млн евро. Ее мужу Урдангарину грозит от 19 до 26 лет лишения свободы. Всего обвиняемыми по делу об отмывании денег и неуплаты налогов проходит 18 человек. Они выступят в суде с заявлениями начиная с 9 февраля. Свидетелями же по громкому делу проходят 363 человека.